Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать приставку с-

Правописание

Задачи урока: познакомить с правилом написания приставки с-; провести орфографический тренинг написания слов с приставкой с- и ранее изученными приставками.

Работа по учебнику

Урок начинается с повторения правила написания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-. Учитель, записав на доске слова, просит учащихся выделить приставки, первые буквы корня и сформулировать правило.

Слова на доске:

После повторения правил учитель ещё раз указывает на особенность написания данной группы приставок (написание последней буквы в приставках зависит от буквы звука, с которого начинается корень).

Рубрика «Обрати внимание» готовит к восприятию правила о правописании приставки с-.

Рубрика «Тайны языка» вводит правило о единообразном написании приставки с-.

Упражнение 1 — отработка написания слов с приставкой с-. Выполняется письменно фронтально. Перед началом работы учитель просит прочитать рубрику «Подсказка» и найти слова, в которых после приставки с- надо писать разделительный ъ (есть, ехать —

Вопрос учителя. Можно ли записать слово сесть? (Нельзя, так как в этом слове нет приставки, а в упражнении требуется составить и записать слова с приставкой с-.)

Упражнение 2 (работа в паре) — отработка правил написания приставок на з/с и приставки с-. Выполняется письменно в парах. При проверке особое внимание следует обращать на написание слов с приставкой с-, особенно сжать, сшить, сжалиться.

Упражнение 3 — закрепление знаний о правописании изучаемых приставок, отработка операции контроля. В классе выполняется устная работа по поиску ошибок (ошибки допущены в первом и последнем предложениях). Запись исправленных слов предлагается как домашнее задание.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой получившихся слов.

Дополнительное задание. Списать слова из любого столбика.

Упражнение 2 — развитие орфографической зоркости, соотнесение звуковой и буквенной записи слов после предварительного выделения в транскрипции орфограмм и их проверки. Выполняется фронтально. Учитель копирует транскрипцию слов на доске. Вызванный к доске ученик подчёркивает в транскрипции орфограммы, выделяет часть слова, в которой они находятся, называет способ проверки, отмечает приставку с-, если она есть, выполняет буквенную запись. При работе с транскрипцией слов здания и здесь учащиеся приходят к выводу, что приставки в этих словах нет, после чего учитель сообщает о правильном написании слов.

Образец выполненной работы:

Упражнения 3, 4 — орфографический тренинг написания слов с приставкой с-. Выполняются в парах с последующей проверкой. Перед выполнением упр. 4 учитель обращает внимание учащихся на наличие слов-подсказок.

Упражнение 5 — развитие орфографической зоркости, отработка умения определять наличие в словах орфограммы «Безударные гласные в корне слова». Учитель может посоветовать учащимся перед поиском букв, которыми обозначены безударные гласные в корнях слов, поставить ударение. Выполняется фронтально.

Словарная работа. Комментированный словарный диктант. Непроверяемые орфограммы в словах нужно подчеркнуть двумя линиями. Диктуемые слова: расстояние, привет, огород, шелест, здесь, здание.

Дополнительная работа. Записать под диктовку слова, выделить в них приставку с-: сделать, сбить, спилить, сгиб, сбросить, сбегать, сдуть, сшить, сжалиться, съездить, сжал.

Дифференцированная работа (в тетради «Учусь писать без ошибок»). Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя работают с упр. 58; остальные самостоятельно выполняют упр. 79, а затем упр. 58.

Домашняя работа. Выполнить упр. 3 учебника, списать в рабочую тетрадь две пословицы из упр. 4 тетради «Пишем грамотно».

Ваш комментарий к уроку