Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать письма
Развитие речи
Задачи урока: наблюдать за порядком изложения мысли в тексте письма; учить редактировать неправильные тексты, составлять план текста по заданному содержанию (теме).
Работа по учебнику
Рубрика «Обрати внимание» вводит этическую установку на запрет чтения чужих писем. Прежде чем начать работу с учебником, учитель может спросить учеников, считают ли они допустимым читать чужие письма.
Вариант. Учитель показывает письмо, адресованное ученику, который по какой-то причине отсутствует, или, например, директору либо завучу школы, и обращается к классу: «Ребята! Как вы думаете, можем ли мы прочитать это письмо?» После ответов предлагает прочитать рубрику в учебнике. Следует помнить, что ученики, возможно, не сразу усвоят эту этическую норму, поэтому рекомендуем периодически моделировать подобные ситуации для закрепления навыка.
Упражнение 1 — наблюдение за текстом письма, в котором нарушен порядок следования мыслей. Ученики читают текст самостоятельно молча, а потом объясняют, какие требования к тексту, по их мнению, нарушены в письме девочки. Работу можно организовать следующим образом: в ходе обсуждения подвести учеников к выводу о необходимости составления плана текста, чтобы определить последовательность мыслей, или, если ученики не предложат составить план, подсказать им, что девочка писала письмо без предварительного плана и, чтобы исправить текст, нужно выделить основные мысли письма и определить порядок их сообщения.
Упражнение 2 — работа с текстом, в котором используется не известная адресату терминология; формирование установки на учёт интересов и знаний человека, которому адресуется письмо. В классах с невысоким темпом работы упражнение может не проводиться или выполняться не в полном объёме: учитель читает текст письма, объясняет незнакомые слова и предлагает прочитать рубрику «Обрати внимание». В классе с высоким уровнем подготовки перед началом работы с текстом письма можно актуализировать речевой запас учеников: «Ребята! Многие из вас занимаются в музыкальной или художественной школе, играют в футбол или теннис. Вспомните, пожалуйста, какие-то специальные слова, которые вы используете. Назовите их». После того как термины будут названы, учитель предлагает подумать, поймёт ли человек значение некоторых из этих слов, если он не увлекается музыкой, живописью и т. д. Затем ученики читают текст упражнения, используя толковый словарь. Не следует предлагать ученикам самостоятельно написать письмо с рассказом о своих увлечениях.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты обсуждения письма Насти как одно из требований к автору текста: учитывать интересы и уровень знаний адресата.
Дополнительная работа. В классах с хорошим темпом работы можно предложить поработать в парах над составлением плана предполагаемого письма (на выбор из трёх).
Задание на доске: составьте план письма, если в письме вы хотите сообщить:
1) об интересной книге;
2) о своём маленьком четвероногом или пернатом друге;
3) о том, как ты помогаешь кому-то.
Целесообразно самые удачные планы записать на доске.
Ваш комментарий к уроку