Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Определение

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения; отработать умение находить в предложениях определения.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» позволяет повторить известные учащимся члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство), потренироваться их находить, а также организовать наблюдение за незнакомым членом предложения: найти его и задать к нему вопрос. Учитель записывает данные в рубрике предложения на доске, подчёркивает в них найденные учащимися грамматические основы. Затем под руководством учителя ученики работают с оставшимися словами.

Рубрика «Тайны языка» вводит понятие «определение»; знакомит с его функцией в предложении (обозначает признак предмета), с вопросами, на которые оно отвечает, со способом его графического выделения в предложении.

Упражнение 1 — отработка алгоритма поиска второстепенного члена предложения по вопросно-ответной системе (см. урок 35, упр. 2). Выполняется фронтально. Учащиеся должны установить: вопросы заданы к определениям, «лишней» является предпоследняя пара предложений — задан вопрос обстоятельства (Куда юркнула рыжая белка?).

Вариант выполнения. В классе с высоким уровнем подготовки учитель может предложить записать в тетрадь ответ на последний вопрос: Листва скрывала беличье дупло.

Обратите внимание. В этом предложении определение относится к слову дупло, которое в предложении является дополнением (этот член предложения ещё не изучался). Тем не менее учащиеся вполне смогут найти определение и указать на незнакомый член предложения. Учитель обращает внимание на то, что слово дупло не является подлежащим в этом предложении, и просит это доказать.

Упражнение 2 — отработка умения находить в предложениях главные члены и определения. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по очереди выходят к доске, записывают предложение, выделяют в нём главные члены и определение, которое зависит от подлежащего.

Обратите внимание. Возможные трудности связаны с определением главных членов в предложении Это шаловливый ветер выбежал из чащи: в данном предложении подлежащее — ветер, сказуемое — выбежал. Учащиеся могут ошибиться, выделив слово это как подлежащее, а слово ветер как сказуемое (такой разбор неверен со структурной точки зрения). При работе с последним предложением учащиеся обнаруживают, что в нём нет определения, зависящего от подлежащего, а имеющееся в предложении определение свежего относится не к подлежащему, а к неизвестному пока члену предложения. Ученики уже сталкивались с подобным фактом: Оля взяла мамин зонт; Листва скрывала беличье гнездо; Они испугались свежего ветерка. Работа над этим упражнением позволяет учителю обобщить наблюдения учащихся над тем, что определение может зависеть как от подлежащего, так и от другого второстепенного члена предложения.

Дополнительное задание. Найти во втором и третьем предложениях обстоятельства.

Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умений ставить прилагательные в нужную форму, находить и подчёркивать определения, устанавливать член предложения, от которого зависит определение. Выполняется письменно самостоятельно или в парах. С орфографической точки зрения написание необходимых форм имён прилагательных при опоре на данные в скобках формы не представляет трудностей.

Дополнительные задания.

1. Выписать из предложений словосочетания, в которых зависимым словом является определение.

Образец выполненной работы:

на лужайке (какой?) лесной; цветы (какие?) пёстрые; мак (какой?) красный; стебелёк (какой?) хрупкий; незабудки (какие?) голубые; на кашку (какую?) малиновую; шмель (какой?) мохнатый; кузнечик (какой?) зелёный; бабочки (какие?) разноцветные

2. Найти и подчеркнуть в предложениях главные члены и обстоятельства. Назвать определения, которые зависят от обстоятельств. Эта работа позволит учителю подвести учащихся к выводу, что определения в предложениях могут зависеть и от подлежащего, и от второстепенных членов, например, от обстоятельства.

Упражнение 4 — отработка умения задавать вопросы к определению; узнавание слов, которые в предложении могут выступать в роли определений. Выполняется фронтально устно. В случае ошибок учитель просит учащихся уточнить вопрос к неверно названному слову и проверить, есть ли в списке вопросов к определению такой вопрос.

Дополнительные вопросы. Что называют слова, отвечающие на вопрос какой?, — предмет, признак предмета или действие предмета? Как называются эти слова — имена существительные, имена прилагательные или глаголы?

Рубрика «Давай подумаем» направлена на выявление учащимися роли определений в предложении. Примерный обобщённый ответ: «Определения помогают описать предметы, о которых говорится в предложении. Они помогают более точно нарисовать передаваемый в предложении образ. С помощью определений мы можем более ярко представить то, что описывается в предложении. Определения называют признаки предметов, о которых говорится в предложении».

Упражнение 5 (работа в группе) — формирование умения подбирать наиболее яркие и точные определения, речевое развитие учащихся. Выполняется фронтально. Учащиеся в каждом случае дают несколько определений, среди которых выбирается самое удачное. В зависимости от темпа работы упражнение выполняется либо письменно, либо устно. В последнем случае учитель заранее записывает на доске текст упражнения, оставляя пробелы для определений. Во время выполнения упражнения он открывает запись и после обсуждения вариантов вписывает выбранные определения. После того как эта работа будет проделана, ученики сравнивают два текста — первоначальный и тот, который получился в результате коллективной работы.

Словарная работа. Записать в словарик слово медленно. Составить предложения со словом медленно, одно из них записать в тетрадь, определить, каким членом предложения является слово медленно.

Домашняя работа. Выписать из любых книг в рабочую тетрадь четыре предложения с определениями. Определения подчеркнуть.

Ваш комментарий к уроку

Урок 40. Определение

Как устроен наш язык

Задачи урока: закрепить знания об определении как второстепенном члене предложения; познакомить с разными способами выражения определений; отработать умение находить в предложении известные члены предложения.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» активизирует знания об определении. Учащиеся указывают, на какие вопросы отвечает этот член предложения (какие?, какая?, чьё?, чей?, какое?, какой?, чьи?) и что обозначает (признак предмета). После чего учитель просит продолжить предложение «Определение — это второстепенный член предложения...».

Упражнение 1 — наблюдение за характеризующей функцией (признаком) не только определений, но и сказуемых.

Выполняется фронтально с обязательным комментарием учителя в хорошо подготовленных классах.

Пример комментария. В конструкциях щеголяет красным лбом и горлышком, ярко-жёлтыми полосками, коричневой спинкой, чёрными скобочками прилагательные красным, ярко-жёлтыми, коричневой, чёрными являются именной частью составных именных сказуемых (термин не вводится). Определения (согласованные) есть только в сочетаниях чёрных крыльях, белых щёк. В предложении Щегла называют одной из самых красивых птиц наших лесов сказуемое выражено сочетанием называют одной из самых красивых птиц.

Обратите внимание. Не следует останавливаться на различии в передаче «признакового» значения сказуемым и определением — ученики не поймут этого, к тому же эта информация необязательная. Достаточно лишь подсказать ученикам (напомнить), что в некоторых предложениях слова, к которым они хотят задать вопросы, присущие определениям (какой?, какая? и т. д.), являются сказуемыми, и отметить, что под роб но с такими предложениями они познакомятся позже, в средней школе.

Упражнение 2 (работа в паре) — наблюдение за различными способами выражения определения (предупреждает закрепление стереотипа «определение всегда выражено прилагательным»). Выполняется письменно в парах с обязательной проверкой. Так как ученики ещё не имеют полного представления об именах существительных и именах прилагательных как частях речи, не следует подчёркивать «частеречную» характеристику способа выражения прилагательного (напоминаем, что большинство упражнений раздела «Синтаксис» активизируют речевой опыт учеников как носителей языка, в частности и умение задавать смысловые вопросы к словам в предложении). В ходе выполнения упражнения ученики должны прийти к выводу, что Коля прав: формы слов апельсиновый и из апельсинов являются определениями, так как к ним можно задать вопрос какой?.

Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умения находить все известные члены предложения. Выполняется письменно в парах. Во время проверки учитель просит доказать, что в упражнении представлено одно предложение (выражена только одна мысль: говорится о плывущих облаках). В данном предложении учащимся известны все члены предложения, поэтому должны быть подчёркнуты все слова.

Дополнительное задание. Выписать из предложения все словосочетания, задать от главного слова к зависимому вопрос и записать его в скобках.

Образец выполненного задания:

плывут (где?) над степью; плывут (куда?) в путь; плывут (как?) цепью; над степью (какой?) глухой; в путь (какой?) неизвестный; цепью (какой?) бесконечной.

Упражнение 4 — отработка умения находить в предложении все изученные члены предложения. Выполняется фронтально.

Возможные трудности. Постановка вопросов и определение синтаксической функции сочетания слов утром рано. Слово рано в конструкции раздался утром рано зависит одновременно от слов раздался (когда?) рано и утром (когда?) рано (ср.: ранним утром). Ученикам будет сложно задать вопрос от слова утром к слову рано, поэтому следует ограничиться вопросом от слова раздался (когда?) рано. Слово спросонок требует объяснения лексического значения: «в полусонном состоянии, не совсем проснувшись»; вопрос к слову спросонок — как?. При определении синтаксической функции выделенных слов проверяется различение учащимися обстоятельств: вертел (как?) довольно, поваляться (где?) на травке, ехал (когда?) на рассвете и определений: костюмчик (какой?) в клеточку, перчатки (какие?) белые.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя находят определения в написанных на доске предложениях; остальные самостоятельно изменяют эти предложения так, чтобы определение было выражено именем существительным; получившиеся предложения записывают, выделяют в них грамматическую основу, подчёркивают определения и обстоятельства.

Предложения на доске:

Мы обнаружили лисью нору.

Люся любила малиновое варенье.

Лунное сияние освещало поле.

На столе стоял стеклянный стакан.

Меня разбудило птичье пение.

Словарная работа. Словарный диктант: расстояние, привет, огород, шелест, медленно, осина, яблоко.

Домашняя работа. Выписать из стихотворения упр. 4 учебника три словосочетания, в которых зависимое слово выполняет функцию определения в предложении.

Ваш комментарий к уроку