Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать слова с двумя корнями

Правописание

Задачи урока: познакомить с соединительными гласными; провести орфографический тренинг написания сложных слов.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» организует повторение материала о сложных словах и таком способе словообразования, как сложение. Если учащиеся затрудняются с ответом на вопрос, учитель просит назвать известные ученикам способы словообразования и вспомнить, может ли новое слово образоваться сложением двух слов.

Упражнение 1 — поиск слов, в которых есть два корня, выявление соединительных букв. Выполняется фронтально. Перед началом работы учитель советует учащимся использовать знакомый со 2 класса приём развёрнутого толкования слов, позволяющий определить, как образовано слово.

Упражнение 2 — продолжение работы, начатой в упр. 1. Выполняется письменно в парах. Учащиеся выписывают слова мухомор, листопад, водопад.

Рубрика «Давай подумаем» предлагает учащимся сформулировать вывод о том, что соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквой о или е.

Упражнение 3 — тренировка в составлении сложных слов и отработка их правописания. Выполняется письменно фронтально. В словах выделяются корни, соединительные гласные подчёркиваются.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением и структурой слова благодарить, что, в свою очередь, объясняет правописание этого слова.

Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, отработка умений определять место орфограммы в слове и различать две орфограммы — проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. В зависимости от уровня подготовки класса выполняется самостоятельно или фронтально. В первом случае это упражнение выступает как контрольное, позволяя учителю проверить, на сколько глубоко материал усвоен учащимися. При фронтальном выполнении у учителя есть возможность ещё раз потренировать учащихся в различении проверяемых и непроверяемых орфограмм, в подборе проверочных слов к словам первой группы. После нескольких попыток подобрать проверочные слова к словам осинок, яблоки, осинник учащиеся сами приходят к выводу, что проверить орфограмму в этих словах нельзя, их написание нужно уточнять по словарю. Учитель обращает внимание и на рубрику «Пиши правильно», в которой даются словарные слова. Слова работа, картина, берёза вводились в учебнике для 2 класса. В результате во вторую группу должны быть записаны слова работы, картину, берёзы, осинок, яблоки, осинник.

Упражнение 5 — подготовка к словарному диктанту, предлагается как домашнее задание.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — отработка умения находить слова с двумя корнями. Выполняется в парах. Учитель просит в сложных словах подчеркнуть соединительные гласные.

Упражнение 2 — закрепление знаний о соединительных гласных. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой (ученики чётко произносят слова и называют соединительную гласную).

Упражнение 3 — повторение правописания слов, называющих дни недели; тренировка в обозначении буквами безударных гласных в приставках и корнях. Во всех словах, кроме пекла, орфограмма находится в приставке. Выполняется фронтально. Учащиеся вспоминают написание слов, проговаривают их орфографически, учитель записывает слова на доске, учащиеся в нужной форме записывают названия дней недели. Работа со словами, в которых пропущены буквы безударных гласных, проводится традиционно: определение части слова с орфограммой, повторение правила, объяснение выбора буквы.

Упражнение 4 — развитие внимания учащихся, закрепление правописания сложных слов. Выполняется в парах. Во время проверки учитель просит называть в найденных словах соединительные гласные и подчёркивать их.

Словарная работа. Записать в рабочую тетрадь словарные слова, данные в упр. 5 учебника, подчеркнуть непроверяемые орфограммы.

Дополнительная работа. Записать диктуемые учителем сложные слова в два столбика в зависимости от того, какая соединительная гласная есть в слове.

о

е

Диктуемые слова: пылесос, самолёт, самосвал, мышеловка, птицелов, пароход.

Домашняя работа. Подготовиться к словарному диктанту. Списать в рабочую тетрадь слова упр. 2 тетради «Пишем грамотно», подчеркнуть соединительные гласные.

Ваш комментарий к уроку