Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Запоминаем соединительные гласные о, е

Правописание

Задачи урока: провести орфографический тренинг написания слов с соединительными гласными; отработать изученные орфограммы.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует повторение знаний о соединительных гласных.

Упражнение 1 — отработка безошибочного списывания, тренировка в написании форм слова самолёт. Выполняется письменно самостоятельно, при необходимости учитель оказывает помощь.

Упражнение 2 (работа в паре) — наблюдение за значением слов, отработка правописания слов с соединительными гласными.

 Слова, которые могут быть записаны:

Дополнительное задание. Подчеркнуть в записанных словах орфограммы.

Упражнение 3 (работа в паре) — развитие орфографической зоркости и внимания. Буквы-орфограммы обязательно подчёркиваются, часть слова, в которой они находятся, выделяется. Учащиеся должны самостоятельно определить, что слово утро не нужно записывать ни в один из столбиков, так как орфограмма этого слова находится в окончании.

Образец выполненной работы.

Во время проверки учитель просит перечислить приставки, в которых так же, как в приставке на-, пишется а; перечислить приставки, в которых так же, как в приставках по-, от-, пишется о; назвать два типа орфограмм, которые встретились в словах второго столбика; подобрать к словам второго столбика проверочные слова; подобрать примеры с такими же суффиксами, как в словах третьего столбика.

Упражнение 4 — поиск слов с соединительными гласными, отработка алгоритма подготовки к письму под диктовку. Выполняется фронтально. Сложные слова: кашевар, кашеед (и формы этих слов). Учащиеся доказывают, что слово кашалот сложным не является, так как оно не образовано путём соединения двух корней; ничего общего со словом каша в значении слова кашалот нет.

Подготовка и проведение письма под диктовку: на доске заранее написан текст стихотворения; учащиеся находят в словах орфограммы; учитель подчёркивает их; ученики определяют место орфограммы; вспоминают способ проверки; если возможно, подбирают проверочные слова; если в слове, как, например, в слове кашалот, проверить орфограммы безударных гласных нельзя, их написание заучивается; после завершения работы со всеми словами стихотворения текст прочитывается орфографически хором и самостоятельно; стихотворение пишется под диктовку (знаки препинания учитель сообщает); проверка диктанта (учитель просит учащихся сравнить свою запись с записью стихотворения в учебнике, найти и исправить ошибки, если они были допущены).

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — обогащение словарного запаса учащихся, отработка написания сложных слов. Выполняется письменно фронтально. Возможные слова:

После того как составленные слова записаны, учитель просит подобрать свои примеры для второго столбика (пылесос, сталевар, овощевод, землекоп, пешеход, птицелов). Если учащиеся затрудняются в подборе слов, учитель диктует слова сам, а учащиеся записывают их.

Упражнение 2 — орфографический тренинг написания сложных слов. Выполняется самостоятельно. В качестве помощи учитель пишет на доске нужные слова, но не в порядке их расположения в кроссворде, а в алфавитном порядке; учащиеся могут использовать эту запись как опору при самостоятельном вписывании слов в кроссворд. После выполнения работы учитель просит обвести ручкой вертикальный столбик с соединительными гласными в сложных словах.

Упражнение 3 — отработка изученных орфограмм. Выполняется фронтально. Учитель сначала читает всё стихотворение, а потом учащиеся, работая по цепочке, называют слово с пропуском, определяют, в какой части слова находится пропущенная буква, называют тип орфограммы и букву, которую нужно вписать.

Упражнение 4 — повторение орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Дифференцированная работа. Самостоятельно подобрать примеры и записать их в таблицу; записать диктуемые учителем слова в нужный столбик таблицы. Учитель предлагает выбрать вариант работы: это очень важно для оценки учащимися своих возможностей. Диктуемые слова: трава, дрова, вода, ковёр, скворец, старик, страна, окно, поля, сады.

Домашняя работа. Списать стихотворение из упр. 3 тетради «Пишем грамотно»; дописать ещё несколько примеров в таблицу упр. 4 (тетрадь «Пишем грамотно»).

Ваш комментарий к уроку