Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать письма
Развитие речи
Задачи урока: повторить такой признак текста, как смысловая цельность; учить писать текст по заданному финалу (окончанию); отрабатывать умение исправлять текст с неоправданным повтором слов.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — работа над смысловой цельностью текста, создание текста по заданному окончанию. Упражнение требует много времени, поэтому в классах с невысоким темпом работы рекомендуем сосредоточиться только на его выполнении и не проводить упр. 2. Сначала ученики определяют, сколько фрагментов писем представлено в упражнении, и нумеруют их (карандашом!). Учитель может обыграть задание к упражнению, подготовив на карточках три варианта «писем» без начала. Ученики, прочитав окончания всех писем, решают, какой текст они будут восстанавливать. После этого организуется совместная работа. Например, выбирается вариант 1: Вот такая история произошла со мной. Шишка на лбу зажила, а яблоки я по-прежнему люблю. Следующим летом я покажу тебе это дерево.
Вопросы для обсуждения. Какую историю рассказал пишущий? Что с ним произошло? Почему в финале своего письма он обещает показать дерево? Почему упоминает шишку на лбу?
Определив сюжет письма, ученики составляют план текста, учитывая заданное окончание. Учитель обращает внимание учеников на жанр текста (письмо) и на то, что в нём обязательно должно присутствовать обращение. Учитель может не выделить его запятыми — ученики сами должны заметить это «упущение». Тем самым закрепляется правило, с которым они познакомились на предыдущих уроках. Не следует составлять объёмные тексты, достаточно трёх-четырёх абзацев с небольшим количеством предложений. Главное, чтобы ученики усвоили признаки текста: чёткость структуры (начало, основное содержание, заключение); последовательность в изложении мыслей; порядок следования абзацев, определяемый общим авторским замыслом (идеей). Необходимо, как и на всех предыдущих уроках, фиксировать на доске варианты ответов учеников, стремясь к тому, чтобы они не повторяли сказанного одноклассниками, а предлагали исправления или добавления к уже записанным формулировками. После того как текст будет отработан фронтально и зафиксирован на доске, ученики могут списать его. Если останется время и учитель не планирует проведение упр. 2, можно перейти к следующему тексту (отдельные ученики могут работать самостоятельно; возможно проведение групповой работы, но с обязательной помощью учителя и проверкой результатов). Можно предложить (только по желанию!) восстановить текст одного из писем как домашнее задание.
Упражнение 2 — редактирование текста с неоправданным повтором одного и того же слова. Выполняется фронтально. По усмотрению учителя может быть перенесено на следующий урок блока «Развитие речи» (урок 48). Если упр. 1 выполнено на уроке полностью, упр. 2 можно предложить для индивидуальной домашней работы (по желанию!), однако в этом случае следующий урок развития речи обязательно следует начать с проверки домашнего задания, чтобы все ученики осознали речевой недочёт (повторы слов) и записали в тетради исправленный вариант текста.
Обратите внимание. Письменная речь учащихся ещё не развита, многие предложения, построенные с нарушением норм стилистики, не могут быть опознаны ими как неправильные. Поэтому учитель, если ученики затрудняются в исправлении недочётов, должен предлагать свои варианты правки, фиксируя их на доске в качестве образца. Важно не просто исправлять стилистическую или речевую погрешность, но и объяснять её причину, указывать разные способы устранения. В данном упражнении следует напомнить ученикам о словах-синонимах.
Ваш комментарий к уроку