Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Дополнение

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с дополнением как второстепенным членом предложения; отработать умение находить его в предложении.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» готовит к введению понятия «дополнение». Учащиеся работают с предложениями, в каждом из которых отсутствует этот член предложения. Опираясь на вопросы рубрики, учащиеся осознают роль (функцию) дополнений в предложении. Учитель записывает получившиеся предложения на доске, а ученики устанавливают, от какого слова и какой задаётся вопрос к подобранному члену предложения. Выслушав ответы, учитель проводит стрелки от сказуемого к дополнению и записывает словосочетания:

Упражнение 1 — активизация способности учеников как носителей языка отвечать на поставленные вопросы; сравнение вопросов упражнения с вопросами к изученным второстепенным членам — обстоятельству и определению. Выполняется фронтально устно. Учитель записывает на доске предложения с вопросом к дополнению и проводит соответствующие стрелки.

Запись на доске:

 Отвечая на вопрос: «Можно ли сказать, что вопрос задаётся к обстоятельству или определению?» — учащиеся отвечают отрицательно и объясняют, что члены предложения, с которыми они только что работали, не называют место, время, причину, цель действия (как обстоятельство), не сообщают о признаке предмета (как определение), не отвечают на вопросы обстоятельств и определений. Следовательно, рассматриваемые члены предложения выполняют в нём другие функции (роли). Записанные предложения учитель оставляет на доске.

Обратите внимание. Вопросы в упражнении заданы таким образом, что ответом на них может служить только дополнение (термин пока не вводится). В то же время возможно иное логическое ударение при ином порядке слов, что приведёт к изменению синтаксической функции слова, например: Я получил письмо от друга. — Какое письмо ты получил? — От друга. Рекомендуем придерживаться тех образцов ответов, которые даны как запись на доске, и не вводить на этапе объяснения варианты вопросов и, соответственно, ответов, меняющих синтаксическую функцию слова.

Рубрика «Вспомни изученное» организует работу по соотнесению вопросов, задаваемых к словам при изменении их формы, с вопросами к словам, являющимся в предложениях дополнением. Чтобы учащимся удобнее было выполнять задание, целесообразно вынести на доску материал таблицы «Правильно изменяй форму слова», внеся небольшие изменения (добавить слова-подсказки и убрать прилагательные, чтобы внимание было сосредоточено именно на именах существительных).

(есть)

кто? что?

стена, стол, мышь

(нет)

кого? чего?

стены, стола, мыши

(подойду к)

кому? чему?

стене, столу, мыши

(вижу)

кого? что?

стену, стол, мышь

(любуюсь)

кем? чем?

стеной, столом, мышью

(говорю)

о ком? о чём?

о стене, о столе, о мыши

После сравнения вопросов к формам слова и к словам в предложении учитель обращает внимание учеников на то, что вопросов кто?, что? нет среди вопросов к изучаемому члену предложения, потому что на эти вопросы отвечает подлежащее.

После работы с рубрикой учитель не стирает записи с доски, так как после знакомства с дополнением класс ещё раз вернётся к этому материалу.

Упражнение 2 — подготовка к выписыванию из предложений таких словосочетаний, в которых зависимое слово является в предложении дополнением. Выполняется фронтально письменно. Учитель просит записывать не только найденные слова, но и вопросы (в скобках), которые можно от них задать, опираясь при этом на вопросы в таблице форм слова.

Запись на доске и в тетрадях: увидел (кого? что?), пришёл (к кому? к чему? без чего? с чем?), говорил (с кем? о ком? о чём?), купил (кого? что? у кого? кому?), гордится (кем? чем?), шёл (от кого? от чего? с кем? с чем?).

Возможные ошибки. Учащиеся называют вопросы обстоятельств, например: пришёл (откуда? куда?) и т. д.

Помощь. Если такие вопросы прозвучат, учитель предлагает сравнить предложения: «Дети пришли из леса» (Откуда пришли дети?) и «Дети пришли из леса с грибами» (С чем пришли дети из леса?).

Рубрика «Тайны языка» вводит понятие «дополнение». Всей предшествующей работой (не только на этом уроке, но и на уроках, посвящённых обстоятельству и определению) учащиеся подготовлены к восприятию материала рубрики. После чтения и разбора сведений о дополнении учитель предлагает вернуться к предложениям первого упражнения и определить, каким членом предложения являются дописанные слова. После того как учащиеся докажут, что это дополнения, учитель подчёркивает дополнения соответствующим образом.

Упражнение 3 — отработка умения подбирать подходящие дополнения, закрепление понятия «дополнение». Первая часть упражнения (запись предложений) выполняется письменно в парах, вторая часть (определение, какими членами предложения являются дописанные слова) — фронтально устно. Пока учащиеся составляют предложения в тетрадях, учитель записывает начала предложений на доске. В процессе фронтальной работы он дописывает предлагаемые учащимися варианты.

Упражнение 4 (работа в паре) — отработка умения правильно задавать вопрос к дополнению.

Запись в тетрадях: (кем?) котятами, (чем?) вилкой, (кого?) собак, (чем?) столами, (о чём?) о лете, (кому?) брату.

Дополнительное задание. Составить устно несколько предложений, используя слова из упражнения.

Упражнение 5 — отработка умения находить в предложениях дополнения, правильно определяя слово, от которого они зависят, и правильно задавая вопрос. Выполняется фронтально письменно в классах с высоким темпом работы; в остальных классах может не проводиться.

Образец записи:

Обратите внимание. Возможная трудность связана с характеристикой последнего предложения — У Коли в комнате стоит кубок: подлежащее — кубок, сказуемое — стоит, обстоятельство — в комнате, дополнение — у Коли. Трудность заключается в том, что к форме у Коли можно задать три вопроса: у кого?, где?, в какой? (в комнате какой?) — соответственно, может возникнуть впечатление, что конструкция у Коли является одновременно и дополнением, и обстоятельством, и определением. Целесообразно считать сочетание у Коли именно дополнением, так как эта форма занимает позицию так называемого субъектного детерминанта (распространителя всего предложения). Высказывание У Коли в комнате стоит кубок значит, что Коля поставил кубок в комнате. Поэтому сочетание у Коли — это дополнение, которое отвечает на вопрос у кого?, а вопросы где?, какой?, хотя и возможны, не отражают значения и структуры предложения.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова футбол. В хорошо подготовленном классе учитель может задать вопрос: «Можно ли при разборе слова футбол выделить два корня?» Если ученики затрудняются с ответом, следует выписать на доске в столбик слова рубрики: футбол, баскетбол, гандбол, волейбол — и показать, что в этих словах два корня (в русском языке, в отличие от английского, эти корни не имеют значения, а слова членятся на основании сопоставления).

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выделяют в написанных на доске предложениях дополнения под руководством учителя; остальные работают самостоятельно.

Дополнительное задание (повышенной сложности): придумать предложение, в котором найденное дополнение будет подлежащим.

Предложения на доске:

В этот вечер я долго ждал маму.

Дедушка читает журнал.

Я мечтаю о мороженом.

Каждое утро моя кошка пьёт молоко.

Мой друг быстро решил эту задачу.

Этот фильм всем очень понравился.

Вариант выполнения задания повышенной сложности:

В этот вечер я долго ждал маму. Мама вернулась с работы поздно.

Домашняя работа. Составить с выписанными словами из упр. 4 такие предложения, в которых эти слова будут дополнениями. Записать составленные предложения в тетрадь.

Ваш комментарий к уроку

Урок 45. Дополнение

Как устроен наш язык

Задачи урока: закрепить полученные знания о дополнении; отработать умение находить в предложениях дополнение, определять, каким членом предложения являются неизменяемые слова.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» активизирует имеющиеся знания о дополнении: ученики вспоминают, на какие вопросы отвечает этот член предложения (чему?, кому?, что?, кем?, кого?, чем?, чего?, о ком?, о чём?), что он обозначает (предмет, на который направлено действие). Затем учитель просит дать определение дополнению своими словами.

Упражнение 1 — отработка умения находить в предложении дополнение. Выполняется письменно в парах с обязательной последующей проверкой.

Возможная трудность. Учащиеся не замечают, что в первом предложении два дополнения: спросили (кого?)

Помощь. Во время проверки учитель записывает на доске словосочетания, зависимые слова которых в предложениях являются дополнениями.

Упражнение 2 — наблюдение за ролью форм одного слова в предложениях (формы одного слова могут быть разными членами предложения). Выполняется фронтально устно. Учитель записывает данные в упражнении пары предложений на доске.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за ролью неизменяемых слов в предложениях. Учитель просит вспомнить грамматические признаки, позволяющие определить, каким членом предложения является то или иное слово (вопрос, на который отвечает данное слово в предложении, и что оно обозначает).

Направляющий вопрос. Можно ли поставить вопрос к неизменяемым словам и определить их роль в предложениях? В первом предложении учащиеся задают вопрос (купили (что?)указывают, что словом пальто называется предмет, на который направлено действие, следовательно, слово пальто является дополнением. Во втором и третьем предложениях слова в метро и по шоссе — обстоятельства, в четвёртом слово эскимо — подлежащее. После прочтения последнего предложения учитель просит учеников прочитать материал рубрики «Интересный материал из истории языка», которая знакомит с происхождением слова эскимо.

Рубрика «Обрати внимание» систематизирует результаты наблюдений, выполненных в процессе работы с предыдущей рубрикой.

Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умений ставить слово в нужную форму и правильно писать окончания (с опорой на справку в рубрике «Подсказка»). Порядок работы: определить, какие окончания нужно дописать; записать отрывок в тетрадь; определить, какими членами предложения являются слова, которые были поставлены в нужную форму.

Обратите внимание, что слово неводом является дополнением: ловил (чем?)

Упражнение 4 (по выбору) — отработка умения выделять в предложениях словосочетания, задавать вопросы, определять члены предложения. Выполняется фронтально письменно. В зависимости от уровня подготовки класса учитель может предложить учащимся со вторым предложением поработать самостоятельно.

Дополнительная работа. Составить предложения, в которых бы неизменяемые слова выступали в роли дополнений.

Домашняя работа. Выполнить письменно упр. 2.

Ваш комментарий к уроку