Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Дополнение
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с дополнением как второстепенным членом предложения; отработать умение находить его в предложении.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» готовит к введению понятия «дополнение». Учащиеся работают с предложениями, в каждом из которых отсутствует этот член предложения. Опираясь на вопросы рубрики, учащиеся осознают роль (функцию) дополнений в предложении. Учитель записывает получившиеся предложения на доске, а ученики устанавливают, от какого слова и какой задаётся вопрос к подобранному члену предложения. Выслушав ответы, учитель проводит стрелки от сказуемого к дополнению и записывает словосочетания:
Упражнение 1 — активизация способности учеников как носителей языка отвечать на поставленные вопросы; сравнение вопросов упражнения с вопросами к изученным второстепенным членам — обстоятельству и определению. Выполняется фронтально устно. Учитель записывает на доске предложения с вопросом к дополнению и проводит соответствующие стрелки.
Запись на доске:
Отвечая на вопрос: «Можно ли сказать, что вопрос задаётся к обстоятельству или определению?» — учащиеся отвечают отрицательно и объясняют, что члены предложения, с которыми они только что работали, не называют место, время, причину, цель действия (как обстоятельство), не сообщают о признаке предмета (как определение), не отвечают на вопросы обстоятельств и определений. Следовательно, рассматриваемые члены предложения выполняют в нём другие функции (роли). Записанные предложения учитель оставляет на доске.
Обратите внимание. Вопросы в упражнении заданы таким образом, что ответом на них может служить только дополнение (термин пока не вводится). В то же время возможно иное логическое ударение при ином порядке слов, что приведёт к изменению синтаксической функции слова, например: Я получил письмо от друга. — Какое письмо ты получил? — От друга. Рекомендуем придерживаться тех образцов ответов, которые даны как запись на доске, и не вводить на этапе объяснения варианты вопросов и, соответственно, ответов, меняющих синтаксическую функцию слова.
Рубрика «Вспомни изученное» организует работу по соотнесению вопросов, задаваемых к словам при изменении их формы, с вопросами к словам, являющимся в предложениях дополнением. Чтобы учащимся удобнее было выполнять задание, целесообразно вынести на доску материал таблицы «Правильно изменяй форму слова», внеся небольшие изменения (добавить слова-подсказки и убрать прилагательные, чтобы внимание было сосредоточено именно на именах существительных).
(есть) |
кто? что? |
стена, стол, мышь |
(нет) |
кого? чего? |
стены, стола, мыши |
(подойду к) |
кому? чему? |
стене, столу, мыши |
(вижу) |
кого? что? |
стену, стол, мышь |
(любуюсь) |
кем? чем? |
стеной, столом, мышью |
(говорю) |
о ком? о чём? |
о стене, о столе, о мыши |
После сравнения вопросов к формам слова и к словам в предложении учитель обращает внимание учеников на то, что вопросов кто?, что? нет среди вопросов к изучаемому члену предложения, потому что на эти вопросы отвечает подлежащее.
После работы с рубрикой учитель не стирает записи с доски, так как после знакомства с дополнением класс ещё раз вернётся к этому материалу.
Упражнение 2 — подготовка к выписыванию из предложений таких словосочетаний, в которых зависимое слово является в предложении дополнением. Выполняется фронтально письменно. Учитель просит записывать не только найденные слова, но и вопросы (в скобках), которые можно от них задать, опираясь при этом на вопросы в таблице форм слова.
Запись на доске и в тетрадях: увидел (кого? что?), пришёл (к кому? к чему? без чего? с чем?), говорил (с кем? о ком? о чём?), купил (кого? что? у кого? кому?), гордится (кем? чем?), шёл (от кого? от чего? с кем? с чем?).
Возможные ошибки. Учащиеся называют вопросы обстоятельств, например: пришёл (откуда? куда?) и т. д.
Помощь. Если такие вопросы прозвучат, учитель предлагает сравнить предложения: «Дети пришли из леса» (Откуда пришли дети?) и «Дети пришли из леса с грибами» (С чем пришли дети из леса?).
Рубрика «Тайны языка» вводит понятие «дополнение». Всей предшествующей работой (не только на этом уроке, но и на уроках, посвящённых обстоятельству и определению) учащиеся подготовлены к восприятию материала рубрики. После чтения и разбора сведений о дополнении учитель предлагает вернуться к предложениям первого упражнения и определить, каким членом предложения являются дописанные слова. После того как учащиеся докажут, что это дополнения, учитель подчёркивает дополнения соответствующим образом.
Упражнение 3 — отработка умения подбирать подходящие дополнения, закрепление понятия «дополнение». Первая часть упражнения (запись предложений) выполняется письменно в парах, вторая часть (определение, какими членами предложения являются дописанные слова) — фронтально устно. Пока учащиеся составляют предложения в тетрадях, учитель записывает начала предложений на доске. В процессе фронтальной работы он дописывает предлагаемые учащимися варианты.
Упражнение 4 (работа в паре) — отработка умения правильно задавать вопрос к дополнению.
Запись в тетрадях: (кем?) котятами, (чем?) вилкой, (кого?) собак, (чем?) столами, (о чём?) о лете, (кому?) брату.
Дополнительное задание. Составить устно несколько предложений, используя слова из упражнения.
Упражнение 5 — отработка умения находить в предложениях дополнения, правильно определяя слово, от которого они зависят, и правильно задавая вопрос. Выполняется фронтально письменно в классах с высоким темпом работы; в остальных классах может не проводиться.
Образец записи:
Обратите внимание. Возможная трудность связана с характеристикой последнего предложения — У Коли в комнате стоит кубок: подлежащее — кубок, сказуемое — стоит, обстоятельство — в комнате, дополнение — у Коли. Трудность заключается в том, что к форме у Коли можно задать три вопроса: у кого?, где?, в какой? (в комнате какой?) — соответственно, может возникнуть впечатление, что конструкция у Коли является одновременно и дополнением, и обстоятельством, и определением. Целесообразно считать сочетание у Коли именно дополнением, так как эта форма занимает позицию так называемого субъектного детерминанта (распространителя всего предложения). Высказывание У Коли в комнате стоит кубок значит, что Коля поставил кубок в комнате. Поэтому сочетание у Коли — это дополнение, которое отвечает на вопрос у кого?, а вопросы где?, какой?, хотя и возможны, не отражают значения и структуры предложения.
Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова футбол. В хорошо подготовленном классе учитель может задать вопрос: «Можно ли при разборе слова футбол выделить два корня?» Если ученики затрудняются с ответом, следует выписать на доске в столбик слова рубрики: футбол, баскетбол, гандбол, волейбол — и показать, что в этих словах два корня (в русском языке, в отличие от английского, эти корни не имеют значения, а слова членятся на основании сопоставления).
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выделяют в написанных на доске предложениях дополнения под руководством учителя; остальные работают самостоятельно.
Дополнительное задание (повышенной сложности): придумать предложение, в котором найденное дополнение будет подлежащим.
Предложения на доске:
В этот вечер я долго ждал маму.
Дедушка читает журнал.
Я мечтаю о мороженом.
Каждое утро моя кошка пьёт молоко.
Мой друг быстро решил эту задачу.
Этот фильм всем очень понравился.
Вариант выполнения задания повышенной сложности:
В этот вечер я долго ждал маму. Мама вернулась с работы поздно.
Домашняя работа. Составить с выписанными словами из упр. 4 такие предложения, в которых эти слова будут дополнениями. Записать составленные предложения в тетрадь.
Ваш комментарий к уроку
Как устроен наш язык
Задачи урока: закрепить полученные знания о дополнении; отработать умение находить в предложениях дополнение, определять, каким членом предложения являются неизменяемые слова.
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни изученное» активизирует имеющиеся знания о дополнении: ученики вспоминают, на какие вопросы отвечает этот член предложения (чему?, кому?, что?, кем?, кого?, чем?, чего?, о ком?, о чём?), что он обозначает (предмет, на который направлено действие). Затем учитель просит дать определение дополнению своими словами.
Упражнение 1 — отработка умения находить в предложении дополнение. Выполняется письменно в парах с обязательной последующей проверкой.
Возможная трудность. Учащиеся не замечают, что в первом предложении два дополнения: спросили (кого?)
Помощь. Во время проверки учитель записывает на доске словосочетания, зависимые слова которых в предложениях являются дополнениями.
Упражнение 2 — наблюдение за ролью форм одного слова в предложениях (формы одного слова могут быть разными членами предложения). Выполняется фронтально устно. Учитель записывает данные в упражнении пары предложений на доске.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за ролью неизменяемых слов в предложениях. Учитель просит вспомнить грамматические признаки, позволяющие определить, каким членом предложения является то или иное слово (вопрос, на который отвечает данное слово в предложении, и что оно обозначает).
Направляющий вопрос. Можно ли поставить вопрос к неизменяемым словам и определить их роль в предложениях? В первом предложении учащиеся задают вопрос (купили (что?)указывают, что словом пальто называется предмет, на который направлено действие, следовательно, слово пальто является дополнением. Во втором и третьем предложениях слова в метро и по шоссе — обстоятельства, в четвёртом слово эскимо — подлежащее. После прочтения последнего предложения учитель просит учеников прочитать материал рубрики «Интересный материал из истории языка», которая знакомит с происхождением слова эскимо.
Рубрика «Обрати внимание» систематизирует результаты наблюдений, выполненных в процессе работы с предыдущей рубрикой.
Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умений ставить слово в нужную форму и правильно писать окончания (с опорой на справку в рубрике «Подсказка»). Порядок работы: определить, какие окончания нужно дописать; записать отрывок в тетрадь; определить, какими членами предложения являются слова, которые были поставлены в нужную форму.
Обратите внимание, что слово неводом является дополнением: ловил (чем?)
Упражнение 4 (по выбору) — отработка умения выделять в предложениях словосочетания, задавать вопросы, определять члены предложения. Выполняется фронтально письменно. В зависимости от уровня подготовки класса учитель может предложить учащимся со вторым предложением поработать самостоятельно.
Дополнительная работа. Составить предложения, в которых бы неизменяемые слова выступали в роли дополнений.
Домашняя работа. Выполнить письменно упр. 2.
Ваш комментарий к уроку