Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Правописание

Задачи урока: познакомить с правилом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова; отработать написание слов с данной орфограммой.

Работа по учебнику

Рубрика «Вспомни изученное» предлагает вспомнить, какие звуки в русском языке называются шипящими и какими буквами они обозначаются.

Образец записи на доске и в тетрадях как обобщение повторения:

Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’], [щ’].

Буквы шипящих: ж, ш, ч, щ.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за способом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова. В результате наблюдения учащиеся делают вывод о том, что звук [о] в одних словах записывается буквой ё, в других — буквой о. Чтобы определить, от чего зависит выбор буквы, учитель предлагает понаблюдать за двумя группами слов (с. 112 учебника). Сделать вывод довольно сложно, поэтому учитель задаёт направляющие вопросы: какой буквой обозначен звук [о] в словах первого столбика? (Буквой ё.) Что происходит с буквой ё во вторых словах первого столбика? (Вместо буквы ё появляется е.) Попробуйте подобрать к словам второго столбика такие родственные слова или так изменить форму слов, чтобы в их написании появилась буква е. Можно ли это сделать? (Нет.)

Рубрика «Тайны языка» уточняет и обобщает наблюдения, знакомит с правилом. Учитель даёт ещё один вариант формулировки правила: в корне после шипящих под ударением пишется ё, если в других формах слова или в однокоренных словах пишется буква е (иногда и). В остальных случаях пишется буква о.

Далее учащиеся знакомятся с алгоритмом применения правила. Учитель обращает внимание, что изучаемое правило касается обозначения звука [о] только в корне слова, именно поэтому нужно прежде всего определить место орфограммы в слове.

Упражнение 1 — закрепление алгоритма применения правила. Выполняется фронтально письменно. Прежде всего, учитель просит учащихся прочитать пары слов и определить, какая буква будет вписана в слова, если в первых словах каждой пары после шипящих написана буква е. Это позволит ещё раз повторить правило и предотвратить ошибки. После записи каждой пары учащиеся выделяют в словах корень, подчёркивают буквы е, ё.

Возможная трудность. Определение корней в словах шептать — шёпот (корень -шепт-/-шёпот-) и причесать — причёска (корень -чес-/-чёс-).

Рубрика «Обрати внимание» сообщает, что в некоторых заимствованных словах буква о после шипящих в корне слова пишется и в безударном положении: шоколад, шофёр и др.

Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление правила написания буквы о или ё после шипящих в корне слова, тренировка в написании слов с буквами о, ё после шипящих. Учащиеся определяют, что во всех словах первой группы после шипящих под ударением слышится звук [о], но только в слове щёлкать этот звук обозначен буквой ё, так как можно подобрать родственное слово щелчок; в остальных словах пишется буква о. При работе со второй группой слов учащиеся определяют, что во всех словах, кроме слова шофёр, в корне слова есть ударный звук [о] после шипящих, который в этих словах обозначен буквой ё. Во время записи слов второй группы учитель просит устно подбирать слова, доказывающие написание буквы ё, например: шёлковый, так как шелковистый; шёл, так как вышел; расчёсывать, так как расчесать; шёпот, так как шептать. При работе с третьей группой слов учащиеся определяют, что во всех словах, кроме слова щётка, после шипящих пишется буква о. Учитель просит учащихся понаблюдать, во всех ли оставшихся словах есть ударный звук [о] после шипящих.

Упражнение 3 — закрепление изучаемой орфограммы, повторение ранее изученных орфограмм «Безударные проверяемые гласные в корне слова», «Безударные непроверяемые гласные в корне слова». Выполняется сначала фронтально устно. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограмму, которая есть в слове, обосновывают, какая буква должна быть написана на месте пропуска. Затем записываются только те слова, в которых на месте пропуска пишется буква о. Записанные слова:

В заключение работы с упражнением учащиеся называют три типа орфограмм, с которыми они встретились: «Безударные проверяемые гласные в корне слова», «Безударные непроверяемые гласные в корне слова», «Буквы о, ё после шипящих в корне слова».

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — тренинг в применении правила. Выполняется в парах. Сначала ученики читают слова правого столбика, а потом выполняют задание.

Дополнительное задание. Записать в рабочую тетрадь слова упражнения в два столбика, рядом со словами первого столбика записывать проверочные.

Упражнение 2 — отработка орфограммы «Буквы о, ё после шипящих в корне слова». Выполняется фронтально. Учащиеся по цепочке читают слова, называют букву, которую нужно вставить, доказывают свой выбор. Проверочные слова к словам первого и третьего столбиков: желтеть, чернеть, шелка, черстветь, пчела, желудей, шептать, шерсть. Общие признаки слов первого столбика: есть ударный звук [о] после шипящих, обозначенный буквой ё, все слова — имена прилагательные с окончанием -ый. Общие признаки слов второго столбика: гласный звук после шипящих обозначен буквой о, эти слова — имена существительные. Общие признаки слов третьего столбика: есть ударный звук [о] после шипящих, обозначенный буквой ё, все слова — имена существительные.

Дополнительное задание. Прочитать ещё раз слова упражнения, записать их под диктовку в рабочей тетради в два столбика.

ё

о

Упражнение 3 — отработка написания различных форм слова чёрный. Выполняется самостоятельно или в парах. Учитель просит доказать, что в слове после [ч] нужно писать ё.

Упражнение 4 — повторение ранее изученных орфограмм. В зависимости от уровня подготовки класса выполняется фронтально или самостоятельно с обязательной проверкой.

 Учащиеся должны заметить два корня в словах

Словарная работа. Записать в словарик слова шоколад, шофёр, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Записать эти слова в рабочую тетрадь, подобрав к ним однокоренные (шоколадка, шоколадный, шофёрский), придумать предложения, включив в них оба слова, одно из предложений записать.

Домашняя работа. Выучить словарные слова шоколад, шофёр. Списать в рабочую тетрадь текст упр. 4 тетради «Пишем грамотно».

Ваш комментарий к уроку

Урок 47. Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Правописание

Задачи урока: закрепить правила обозначения звука [о] после шипящих в корне слова; провести орфографический тренинг написания слов с данной орфограммой.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — повторение написания букв о, ё после шипящих в корне слова. Учащиеся должны вспомнить, в каких случаях звук [о] после шипящих в корне слова записывается буквой ё. Выполняется фронтально письменно. После того как учащиеся прочитают задание к упражнению, учитель просит их ответить на вопрос: в каких случаях после шипящих в корне слова звук [о] записывается буквой ё? При обобщении ответов учитель отмечает, что в написании корней таких слов буква ё чередуется с буквой е.

Упражнение 2 (работа в паре) — отработка правописания букв О, ё после шипящих в корне слова. Выполняется письменно в парах, одна пара работает у доски; после окончания работы учитель предлагает сравнить записи на доске и в тетрадях. Учитель просит устно назвать слова, доказывающие написание буквы ё в словах первого столбика.

Образец выполнения упражнения:

Упражнение 3 (по выбору) — орфографический тренинг в написании буквы ё в корне глаголов шёл, сошёл, пошёл, зашёл и т. д. Важно, чтобы учащиеся обратили внимание на наличие проверочного слова в тексте упражнения — вышел. Предлагается для домашней или самостоятельной работы (после выполнения упр. 4).

Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, отработка правописания слов с изученными орфограммами. Выполняется фронтально. Учитель просит назвать в словах загадки орфограммы и определить, в какой части слова они находятся. В словах пять видов орфограмм: «Буквы о, ё после шипящих в корне слова»

 Особое внимание следует уделить правописанию предлогов. После проведённой устной работы ученики ещё раз читают загадку, записывают её по памяти, подчёркивают в словах орфограммы и сверяют запись в тетради с текстом в учебнике.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — отработка правописания слов шорох и шёпот, развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. При выполнении последнего задания учащиеся должны обратить внимание на наличие в тексте стихотворения слов с безударными гласными, которые нельзя проверить:

Упражнение 2 — тренировка в написании слов с изучаемой орфограммой, расширение словарного запаса учащихся. Выполняется письменно в парах. Необходимо сообщить учащимся, что в ряде случаев может быть подобрано несколько слов: чёрный, чёрненький, жёлтый, жёлтенький, шёл, пошёл, пришёл, пчёлка, шёлк, шёлковый, жёлудь, щётка, шёпот, шёпотом, жёнушка. Во время проверки учащиеся дописывают слова, которых у них нет.

Возможная ошибка. Рядом со словом жена учащиеся записывают слово жёны.

Помощь. Учитель указывает на их невнимательность: в задании требуется подобрать родственные слова, а не формы этого же слова.

Упражнение 3 — дифференциация орфограмм «Буквы о, ё после шипящих в корне слова» и «Буквы о, ё после шипящих в суффиксах имён существительных и прилагательных». Выполняется фронтально. Учащиеся по цепочке читают слова, называют часть слова, в которой находится орфограмма, выделяют корень или суффикс, объясняют выбор буквы и вписывают её.

Упражнение 4 — развитие логического мышления и орфографической зоркости. Учитель предлагает учащимся сначала поработать самостоятельно, затем организует коллективное обсуждение предлагаемых вариантов. В первой группе «лишним» является слово (в остальных словах подчёркивается буква ё и выделяется корень), во второй группе — слово (в остальных словах выделяется суффикс -онок- и подчёркивается буква о), в третьей группе — слово (в остальных словах выделяется корень).

Словарная работа. Записать в словарик слова газета, трамвай, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Записать эти слова в рабочей тетради, подобрать к ним однокоренные (газетный, газетка, газетчик, трамвайчик, трамвайный), придумать предложения с обоими словами, одно из предложений записать.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя выполняют упр. 93, 94 в тетради «Учусь писать без ошибок», остальные сначала выполняют задание, записанное на доске, а потом самостоятельно упр. 93 и 94.

Задание на доске. Придумать и записать небольшой рассказ, включив в него слова шёрстка, Чёрненький, обжора, шоколад, щётка, чёрная, чёлка, жёлтые.

Домашняя работа. Выполнить упр. 3 учебника, выучить слова газета, трамвай.

Ваш комментарий к уроку