Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать письма

Развитие речи

Задачи урока: расширить словарный запас учащихся; научить правильно использовать фразеологизмы в речи, составлять тексты с фразеологизмами.

Обратите внимание. На этом и последующих уроках предлагаются тексты большого объёма, кроме того, в задания включаются элементы творческой деятельности, связанной с исправлением текстов, составлением текстов по заданным образцам, пересказом. Данная работа готовит учеников к написанию изложений и сочинений. Важно не стремиться выполнить все задания, предложенные в упражнении, а отработать то, что необходимо ученикам конкретного класса. Только дифференцированный подход к развитию письменной речи может дать эффективный результат.

Работа по учебнику

Упражнение — повторение сведений об использовании фразеологизмов в речи, организация работы по исправлению речевых недочётов, обучение правильному использованию фразеологизмов в письменной речи. После повторения признаков фразеологизмов, изучавшихся во 2 классе (на примере представленных на доске конструкций — как снег на голову, только пятки засверкали, кот наплакал и др.), текст упражнения читает учитель, или хорошо читающий ученик, или (в классах с высоким темпом работы) каждый ученик молча. Можно организовать обучение комплексному подходу к выполнению предложенных в учебнике заданий. Ученики, обдумав все задания (перед текстом и после него), объясняют, что и в какой последовательности они будут делать. Можно поставить и такую задачу: «Как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам это упражнение?», побуждая учеников к осознанию и формулированию цели своей работы. Обобщённый вариант ответа: «На уроках развития речи мы учимся составлять собственные тексты. В текстах могут встречаться фразеологизмы, поэтому нужно знать их особенности, чтобы правильно использовать их в своих письмах, не допуская ошибок».

Если организуется фронтальная работа, важно, чтобы ученики, обнаружив в предложении фразеологизм, объясняли, почему это сочетание слов является фразеологизмом. Учитель записывает на доске фразеологизм и его значение. Искажённые в письме мальчика фразеологизмы тоже выписывает и только после обсуждения исправляет. В тексте встречаются следующие фразеологизмы: хлопот полон рот (много), ни свет ни заря (рано), сломя уши (прав.: сломя шею — быстро), считаю синиц (прав.: считать ворон — быть невнимательным), ежовый аппетит (прав: волчий аппетит — сильный, зверский), бить баклуши, гонять лодыря, ловить мух (бездельничать). Поговорка «Делу — время, потехе — час» не является фразеологизмом, так как её нельзя заменить одним словом или словосочетанием. При проведении творческой части задания следует учитывать возможности учащихся. Если их уровень подготовки невысокий, учитель может сам предложить тему воображаемого письма (можно предложить небольшой текст, в котором некоторые слова ученики могут легко заменить фразеологизмами). В классах с высокой успеваемостью или хорошо подготовленным ученикам творческая часть задания может быть предложена для самостоятельной работы с обязательной проверкой правильности выполнения. Важно, чтобы ученики поняли, что фразеологизмы делают текст ярким, выразительным, позволяя рассказать о себе и событиях эмоционально, с юмором.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с этимологией (происхождением) фразеологизма бить баклуши. Сведения рубрики можно включить в работу с упражнением, так как этот фразеологизм присутствует в тексте.

Ваш комментарий к уроку