Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Однородные члены предложения

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с однородными членами предложения; отработать умение находить однородные члены предложения; учить составлять предложения с однородными членами.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» готовит учащихся к введению понятия «однородные члены предложения». Учитель выносит оба предложения на доску и просит разобрать сначала первое, а потом второе предложение по членам. Во время работы со вторым предложением учащиеся приходят к выводу, что в этом предложении слова яблоки, груши, сливы являются одним и тем же членом предложения — подлежащим. Объясняя свой ответ, учащиеся указывают, что эти слова, во-первых, связаны со сказуемым поспевают, а во-вторых, отвечают на один и тот же вопрос.

Обратите внимание. Несмотря на то что подлежащее как главный член предложения — это слово в независимой позиции (следовательно, ни от какого другого члена не зависит), в начальной школе приходится говорить о зависимости главных членов друг от друга (формулировки «связаны грамматически и по смыслу», тем более «между главными членами предложения устанавливается предикативная связь» неприемлемы, так как ещё не могут быть осознанно восприняты младшими школьниками). Зависимость, если у учителя возникает необходимость подчеркнуть это, может быть продемонстрирована, например, на координации форм числа или рода, ср.: груша росла и груши росли.

Рубрику «Тайны языка» читает учитель. После этого ученики работают с данными в конце рубрики примерами. При ответе учащиеся должны указать однородные члены предложения, задать вопрос к однородным членам предложения.

Пример ответа. В предложении Мы ходили в театр, на выставку и в зоопарк есть однородные обстоятельства, они указывают на место действия, связаны со сказуемым: ходили (куда?) в театр, ходили (куда?) на выставку, ходили (куда?) в зоопарк.

Упражнение 1 — закрепление понятия «однородные члены», тренировка в нахождении однородных членов. Выполняется фронтально письменно. Учитель по очереди вызывает учеников к доске, напоминает, что при записи предложения необходимо следить и точно воспроизводить знаки препинания. Работающий у доски ученик должен доказать, что найденные им члены предложения являются однородными: указать член предложения, с которым связаны или от которого зависят однородные члены, и вопрос, на который они отвечают.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдение учащихся за особенностью интонации в предложениях с однородными членами, акцентирует внимание на знаках препинания при однородных членах.

Упражнение 2 — закрепление умения соблюдать нужную интонацию при чтении предложений с однородными членами. Выполняется фронтально устно. Учащиеся должны сделать вывод, что данные предложения произносятся с интонацией перечисления, так как в них есть однородные члены. В предложениях нужно найти однородные члены и определить их вид.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит со способом записи однородных членов с помощью схем. Для закрепления материала рубрики учитель просит соотнести заранее представленные на доске в произвольном порядке схемы с предложениями упр. 2. Задание: найти среди предложений такое, которое соответствует каждой из схем.

Упражнение 3 — формирование умений составлять и записывать предложения с однородными членами. Выполняется письменно в парах. Во время проверки ученики должны обязательно указывать, есть ли в составленных предложениях однородные члены, какие это члены и как их нужно подчёркивать.

Упражнение 4 (по выбору) — дополнение заданного в предложении ряда однородных членов, актуализация и расширение словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально. В зависимости от темпа работы класса учитель может предложить либо последовательно составлять и записывать предложения, либо сначала устно составить все три предложения, а потом попросить записать в тетрадь только одно из трёх предложений по выбору учащихся.

Словарная работа. Объяснительный словарный диктант. Диктуемые слова: шоколад, шофёр, газета, трамвай, яблоко, осина, медленно.

Дополнительная работа.

2. Придумать предложения с однородными членами, соответствующие схемам:

Домашнее задание. Записать в тетрадь предложения упр. 2, подчеркнуть в них однородные члены предложения.

Ваш комментарий к уроку