Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Правописание

Задачи урока: наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова; закрепить правило; отработать написание слов с изучаемой орфограммой.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за способами обозначения звука [ы]. Учащиеся должны сделать вывод: выбор буквы для обозначения звука [ы] после [ц] зависит от того, в какой части слова находится орфограмма.

Дополнительные вопросы. Что общего у всех слов первого столбика? (Во всех этих словах звук [ы] обозначен буквой и, во всех этих словах орфограмма в корне.) Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне слова? В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика? Какой буквой обозначается звук [ы] после [ц] в окончаниях слов? Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика? Что объединяет слова третьего столбика? (В словах, оканчивающихся на -ция, пишется буква и.) От чего зависит выбор буквы ы или и? (От того, в какой части слова находится орфограмма.)

Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдения. Особое внимание следует обратить на слова-исключения, добавив к имеющемуся в учебнике списку слова цыкать, на цыпочках, а также указав на то, что в словах, родственных словам-исключениям, пишется буква ы.

Памятка «Учись применять правило» вводит алгоритм применения правила. Сначала учитель просит учеников сформулировать последовательность действий при выборе буквы после [ц], а потом, выслушав ответы, предлагает прочитать материал рубрики. Работа со словами ц[ы]фра и улиц[ы] проводится фронтально по записям на доске.

Упражнение 1 (работа в паре) — тренировка в безошибочном написании слов с изучаемой орфограммой. Выполняется письменно. Во время работы учитель уделяет особое внимание последнему вопросу: какие слова из тех, о которых говорилось в правиле, окажутся не выписанными? (Слова на -ция.) После того как слова будут распределены и записаны по столбикам, учащиеся должны выполнить проверку: устно доказать и графически обозначить правильность написания буквы и в словах первого столбика (в этих словах орфограмма в корне, поэтому нужно выделить корень); написание буквы и в словах второго столбика (в этих словах орфограмма также находится в корне, но это слова-исключения, поэтому графически нужно выделить корень и написать над словами «искл.»); написание буквы ы в словах третьего столбика (в этих словах орфограмма в окончании, нужно его выделить).

Учитель знакомит учащихся со значением слов циклон и цилиндр.

Циклон — вихревое бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью. Атлантический циклон принёс дожди и сильный ветер.

Цилиндр — 1. Геометрическое тело. 2. Предмет такой формы (для иллюстрации можно показать любой предмет цилиндрической формы). 3. Высокая твёрдая шляпа такой формы с небольшими полями (для иллюстрации можно показать рисунок шляпы-цилиндра).

Упражнение 2 — закрепление изучаемого правила, отработка умения планировать результат своей работы. Выполняется письменно в парах. Перед началом выполнения учитель просит учащихся рассказать, в каких случаях после ц пишется буква и (в словах на -ция и в словах с орфограммой в корне), и напоминает о возможном наличии слов-исключений. При коллективной проверке ученики графически доказывают правильность выбора буквы.

 Образец записи:

Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально письменно. В зависимости от темпа работы класса учитель определяет, будет ли записан весь рассказ или одно предложение (кроме первого). Учащиеся находят в рассказе три группы родственных слов:

Записывается только первая группа слов, в которой подчёркивается изучаемая орфограмма.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — орфографический тренинг. Выполняется фронтально. Учащиеся по цепочке читают слова, называют часть слова, в которой пропущена буква, вспоминают правило, сообщают, какую букву нужно вставить. После завершения работы учитель просит прочитать все слова, в которых вставлена буква и.

Упражнение 2 — активизация словарного запаса учащихся, закрепление правописания слов-исключений. Выполняется фронтально.

Упражнение 3 — отработка изучаемой орфограммы. Первая часть задания выполняется самостоятельно. Во время проверки учитель просит сначала назвать слова, которые соединены с буквой и, потом слова, которые соединены с буквой ы. После этого учитель просит вписать в слова нужные буквы.

Упражнение 4 — повторение обозначения буквами проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Выполняется в парах. Во время проверки учитель предлагает сначала прочитать встретившиеся в упражнении словарные слова (минута, герои, беседа, рисовать, конфета) и назвать вставленную букву, потом — слова, в которых безударные гласные можно проверить, изменив форму слова (дома, листы, тропа, гнездо), и слова, в которых безударные гласные можно проверить подбором родственных слов (садовый, ночной, тяжёлый).

Упражнение 5 — повторение орфограммы «Буквы о, ё после шипящих в корне слова», отработка изучаемой на данном уроке орфограммы. Выполняется фронтально. Учащиеся работают по цепочке. Написание буквы ё в корне слова следует доказывать подбором родственных слов.

Упражнение 6 — комплексное повторение орфограмм. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

Словарная работа. Записать в словарик слово очень, подчеркнуть орфограмму. Составить и записать в тетрадь предложение со словом очень.

Домашняя работа. Списать в тетрадь первые шесть строк стихотворения упр. 6 тетради «Пишем грамотно» № 1, записать в два столбика слова упр. 3 тетради «Пишем грамотно».

ци

цы

Ваш комментарий к уроку