Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Однородные члены предложения
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с союзами при однородных членах предложения; отработать умение находить однородные члены предложения, составлять предложения с однородными членами.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка умений находить однородные члены, составлять схемы. Выполняется фронтально. Учащиеся последовательно читают предложения, называют однородные члены и составляют их схему. Упражнение предложено исключительно для наблюдения за однородными членами. В данном тексте встречается составное глагольное сказуемое: заставили расступиться. Не следует акцентировать внимание учащихся на структуре сказуемого и тем более вводить понятие «составное сказуемое».
Возможная трудность. Учащиеся не видят однородные члены в предложении Посмотри на свои руки, подумай. В этом случае учитель объясняет наличие однородных сказуемых в этом предложении.
Упражнение 2 (работа в группе) — наблюдение за перечислением однородных членов — законченным и незаконченным. Выполняется устно в группах. Учащиеся должны догадаться, что на завершённость перечисления указывает слово и, стоящее перед последним из однородных членов.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за ролью союзов в предложениях с однородными членами. Учащиеся должны прийти к выводу: особые слова и, а, но соединяют однородные члены предложения. Если эти слова убрать из предложений, однородные члены будет связывать только интонация.
Рубрика «Обрати внимание» вводит понятие «союзы», а также информацию о роли союзов в предложении.
Упражнение 3 (работа в паре) — тренировка в составлении предложений с однородными членами, соединёнными союзами. Выполняется письменно в парах. Во время проверки учащиеся читают получившиеся предложения, при этом у кого-то во втором и третьем предложениях будут употреблены союзы, а у кого-то нет. Учитель обязательно обращает внимание на возможность и того и другого варианта.
Возможная ошибка. При записи предложений с одиночным союзом и учащиеся ставят перед союзом запятую.
Помощь. Перед началом работы нужно вернуться к схемам рубрики «Давай подумаем» и обратить внимание учеников на то, что перед союзом и запятая не ставится, а перед союзами а, но ставится (правила постановки знаков препинания при однородных членах отрабатываются на уроках блока «Правописание»).
Упражнение 4 (трудное) — отработка умения дополнять предложения заданными однородными членами. Сложность упражнения заключается в том, что одно и то же предложение учащиеся сначала должны дополнить однородными дополнениями, а потом — однородными сказуемыми. Выполняется фронтально письменно; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Учитель предлагает учащимся следующий порядок работы:
1) прочитать предложение, найти в нём дополнение, определив, от какого члена предложения оно зависит и какой вопрос нужно задать;
2) подобрать к имеющемуся дополнению однородные, записать получившееся предложение;
3) назвать сказуемое;
4) подобрать к сказуемому однородные.
Пример рассуждения:
Возможные варианты распространения следующего предложения:
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя составляют схемы однородных членов, записанных на доске предложений, при этом в схемы вносятся и союзы, и знаки препинания.
Предложения на доске:
Мальчик быстро побежал, но вдруг остановился.
На столе лежали учебники, тетради, карандаши.
Я люблю бывать в музеях, на выставках, в театре.
Жёлтые, красные, коричневые, зелёные листья разноцветным ковром лежали на дорожках сада.
Остальные учащиеся составляют и записывают предложения с однородными членами, подчёркивая их.
Домашняя работа. Записать в тетрадь предложения упр. 2. Подчеркнуть в них однородные члены.
Ваш комментарий к уроку