Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Знаки препинания при однородных членах предложения

Правописание

Задачи урока: познакомить со знаками препинания в предложениях с однородными членами; отработать умение применять правило поставки знаков препинания при однородных членах.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами. Выполняется фронтально. В результате наблюдения, учащиеся делают вывод, что между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая. В подтверждение ответа читается рубрика «Тайны языка». Одно из предложений упр. 1 записывается в тетрадь.

Упражнение 2 — отработка умения объяснить постановку знаков препинания. Выполняется самостоятельно. Учитель просит графически доказать постановку знаков. Учащиеся должны подчеркнуть однородные дополнения.

Упражнение 3 (по выбору) — отработка навыка постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. В классе упражнение выполняется устно, учащиеся обосновывают постановку знаков препинания. Письменное выполнение упражнения предлагается в качестве домашнего задания.

Упражнение 4 — повторение правила обозначения звука [ы] после [ц]. Выполняется фронтально. Учитель, прочитав текст стихотворения, просит учащихся назвать прозвучавшие в стихотворении слова с сочетанием [цы] (курицы, цыплёнок) и объяснить, какой буквой будет обозначен в этих словах звук [ы] и почему. После проведённой устной работы учащиеся самостоятельно списывают стихотворение.

Упражнение 5 — подготовка к словарному диктанту. Проводится фронтально письменно, как диктант с комментариями.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — отработка умений находить в предложениях однородные члены и расставлять знаки препинания в таких предложениях. Выполняется фронтально. В третьем предложении ученики могут задать два вопроса к однородным членам: путешествовать (как?) на машине, на поезде (однородные обстоятельства) и путешествовать (на чём?) на машине, на поезде (однородные дополнения). Правильная характеристика — однородные обстоятельства, ср.: путешествовать (как?) на поезде — путешествовать (как?) поездом (невозможно: «путешествовать (чем?) поездом»). При затруднении или для предупреждения ошибки учитель объясняет особенности этого предложения.

Упражнение 2 — отработка умения продолжать ряд однородных членов предложения и правильно расставлять знаки препинания. Выполняется в парах. В зависимости от темпа работы класса учитель предлагает дописать либо все предложения, либо только одно (по выбору самих учащихся).

Упражнение 3 — повторение изученных ранее орфограмм, развитие самоконтроля. Выполняется в парах. Во время фронтальной проверки учащиеся объясняют выбор правильной буквы.

Упражнение 4 — повторение написания словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Порядок проверки: ученики сначала последовательно называют слова, в которые вставлены буквы а, о, е, а в заключение оставшееся слово.

Упражнение 5 — отработка умения ставить знаки препинания в конце предложений. Проводится дифференцированно. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют упражнение под руководством учителя: текст стихотворения читает учитель, а учащиеся, назвав нужный знак, ставят его в своих тетрадях. Остальные учащиеся придумывают и записывают предложение, в конце которого стоит вопросительный или восклицательный знак, а потом самостоятельно выполняют упр. 5. Результаты работы обсуждаются.

Домашняя работа. Подготовить к словарному диктанту текст упр. 5, письменно выполнить упр. 3.

Ваш комментарий к уроку