Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать письма
Развитие речи
Задачи урока: научить устному и письменному пересказу текста; провести творческую работу.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — обучение пересказу текста. Так как это одно из первых упражнений, направленных на формирование умения пересказывать текст, рекомендуем тщательно проработать с учениками текст упражнения, а также совместно разработать вариант текста письма (см. задание). Выполняется только фронтально с обязательным комментированием каждого этапа работы. Прежде всего, необходимо помочь ученикам осознать цель задания, которое они ещё ни разу не выполняли.
Вариант введения в проблему: часто в письме (здесь нужно опираться именно на актуальность для учеников основной задачи — научиться писать письма) человек не только что- то сообщает о себе, своих близких, но и передаёт содержание, например, прочитанной книги или отрывка из неё, т. е. пересказывает чужой текст.
После введения целевой установки работы учитель дважды выразительно читает текст упражнения (затем ученики читают текст про себя). Затем текст обсуждается: определяется его основная мысль; устанавливается последовательность абзацев, соответствующая развитию основной мысли; выделяются ключевые слова каждого абзаца; обращается внимание на интересные образы, сравнения, яркие детали. Далее учитель ставит задачу: пересказать этот текст в письме другу или подруге, но так, чтобы те получили информацию о вязе от имени автора письма. Сначала отрабатывается обращение (учитель фиксирует его на доске), затем анализируется первый абзац текста и формулируется первое предложение письма. Если ученики затрудняются, учитель предлагает свой вариант, например: «Я хочу рассказать тебе о памятнике природы (о необычном дереве)» или: «В нашем дворе стоит памятник. Но он живой, ведь деревья живые» и т. п. Ученики при помощи учителя должны так изменить структуру абзаца, чтобы, во-первых, повествование велось от первого лица (термин не вводится), а во-вторых, пересказ не был дословным. На примере работы с текстом абзаца ученики должны выяснить, как меняются грамматические формы и структура предложений, от какой информации потребуется отказаться, а что необходимо сохранить, какие добавления «от себя» можно ввести в текст, сохранив при этом его основную мысль. Все варианты изменений учитель обязательно фиксирует на доске. Аналогично отрабатываются второй и третий абзацы текста, в заключение выбирается и записывается на доске формулировка прощания с адресатом. Окончательный вариант пересказанного в письме текста ученики списывают в тетрадь. Очень важно сравнить текст в учебнике с текстом, который получился при пересказе в письме.
Упражнение 2 — написание собственного письма с рассказом о своём дворе или памятнике природы. В классе выполняется устно, письменное выполнение предлагается для домашней работы (только по желанию). При этом следующий урок необходимо начать с проверки домашнего задания (даже если его выполнит один ученик).
Ваш комментарий к уроку