Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Правописание окончаний имён прилагательных
Правописание
Задачи урока: тренировать в написании падежных окончаний имён прилагательных; познакомить с орфограммой «Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных»; отработать написание орфограммы.
Данный урок лучше начать с работы в тетради «Пишем грамотно» (№ 2), где подобраны упражнения, направленные на закрепление материала предыдущего урока по правописанию. Предварительно ученики должны вспомнить, как проверяются безударные падежные окончания имён прилагательных. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — отработка умения проверять орфограмму: подбирать необходимое по смыслу прилагательное, ставить его в нужную форму, правильно писать окончание. Выполняется письменно в парах.
Упражнение 2 — отработка правописания прилагательных с различными типами орфограмм. Выполняется фронтально письменно. Алгоритм работы: подобрать антоним к заданному слову; определить, какая орфограмма есть в записанном слове; вспомнить способ проверки; проверить; подчеркнуть орфограммы. В тексте упражнения встретятся словарные слова — горячий, огромный, счастливый. Важно, чтобы учащиеся сами пришли к выводу, что проверить орфограммы в этих словах нельзя и в случае затруднения нужно обратиться к орфографическому словарику.
Упражнение 3 — повторение орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова». Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Порядок проверки: учащиеся по цепочке называют проверочное слово, а потом букву, которую вставили. После проверки учитель просит учащихся ещё раз прочитать слова упражнения, а затем предлагает записать эти слова под диктовку.
Упражнение 4 — повторение словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. После проверки выполнения упражнения можно дать словарный диктант.
Упражнение 5 — тренировка в написании окончаний прилагательных среднего рода. В классе выполняется фронтально. Учитель сообщает перед записью, что в окончаниях прилагательных среднего рода есть непроверяемая орфограмма — последняя буква е.
Упражнение 6 — орфографический тренинг написания падежных окончаний имён прилагательных. Выполняется при проведении дифференцированной работы.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (работа в паре) — отработка написания окончаний прилагательных в форме родительного падежа. Выполняется в парах с последующей проверкой. Учащиеся должны выписать следующие словосочетания: у Чёрного моря, от светлого платья, без тёплой куртки, для картофельного пюре, без острого карандаша, у зелёной лягушки, возле коричневого портфеля. После проверки первой части упражнения учитель просит ответить на вопрос, данный в конце упражнения. Ответ в обобщённом виде может быть таким: не все буквы в окончаниях родительного падежа можно проверить вопросом. При этом важно, чтобы учащиеся заметили, что непроверяемые орфограммы в окончаниях родительного падежа встречаются только у прилагательных мужского и среднего рода. Учитель просит выделить окончания выписанных прилагательных и подчеркнуть непроверяемые орфограммы.
Дополнительное задание. Вспомнить, в каких ещё окончаниях прилагательных есть непроверяемые орфограммы.
Упражнение 2 — тренировка в написании окончаний имён прилагательных. Выполняется письменно самостоятельно. Учитель напоминает о необходимости задавать вопрос к имени прилагательному при выборе окончания.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за особенностями написания окончаний после шипящих и ц. Учащиеся должны заметить, что выбор буквы о или е зависит от ударения. Если учащиеся затруднятся с ответом, учитель предлагает сравнить окончания у прилагательных.
Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений и вводит правило написания букв о — е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.
Рубрика «Давай подумаем» предлагает учащимся сопоставить признаки выбора буквы после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. В начале работы с рубрикой учитель может задать вопрос: от чего зависит выбор буквы о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных?
Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения и вводит единое правило написания букв о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. После работы с рубрикой учитель задаёт вопрос: «Как единое правило помогает определить написание буквы о, е после шипящих и ц в окончаниях слов?» (Ускоряет выбор: не нужно устанавливать, какой частью речи является слово.)
Упражнение 3 — закрепление изученного правила. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по очереди выходят к доске и обосновывают выбор столбика, в который следует записывать словосочетание.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, вместе с учителем выполняют упр. 6 в тетради «Пишем грамотно»: задают вопрос от существительного к прилагательному; по вопросу определяют окончание; вписывают необходимую букву; если вписали букву е, подчёркивают словосочетание. Хорошо подготовленные учащиеся самостоятельно сначала выполняют задания, записанные на доске, затем упр. 6 в тетради «Пишем грамотно». После завершения работы результаты обсуждаются: работавшие самостоятельно, рассказывают, как они выполняли задания, данные на доске.
Задания на доске.
1. Отметьте окончания имён прилагательных в форме именительного падежа мужского рода.
а) -ыи, -ие, -яя; б) -ыи, -ии, -ое; в) -ыи, -ей, -ее; г) -ыи, -ии, -ой.
2. Подчеркните слова, которые нужно вставить в первое и второе предложения.
В ... лесу легко заблудиться.
а) дремучих; б) дремучем; в) дремучим; г) дремучему.
... утром туристы вышли из города.
а) ненастное; б) ненастной; в) ненастным; г) ненастными.
Дополнительная работа. Выполнить упр. 141 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово вокруг, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Провести словарный диктант можно после выполнения упр. 4 тетради «Пишем грамотно».
Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 5 тетради «Пишем грамотно», а затем словосочетания упр. 6 записать в два столбика: в первый — с буквой е в окончаниях прилагательного, во второй — с буквой и.
Ваш комментарий к уроку