Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать сочинение

Развитие речи

Задачи урока: познакомить с новым видом письменной работы — сочинение; закрепить умение подбирать заголовок и редактировать текст с нарушением последовательности предложений; наблюдать за вариантами начала текста.

Работа по учебнику

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с понятием «сочинение» как новым видом работы на уроках блока «Развитие речи».

Упражнение 1 — подбор заголовка к тексту, установление связи заголовка с основной мыслью, наблюдение за началом текста. Выполняется фронтально. Ученики читают текст, затем подбирают к нему заголовки (варианты учитель фиксирует на доске) и приступают к обсуждению начала текста. В ходе обсуждения нужно обратить внимание учеников на то, что с помощью первых предложений авторы стараются заинтересовать и удивить читателя, чтобы ему захотелось побольше узнать о деревьях с такими странными названиями, как колбасное, молочное, конфетное. При выполнении этого упражнения, как и упр. 2, важно не только повторить приёмы работы с текстом, но и подвести учеников к выводу: от того, как текст начинается, во многом зависит и желание продолжать его читать (пишущий должен заинтересовать читателя).

Упражнение 2 (работа в группе) — редактирование текста с нарушенным порядком предложений; отработка умения подбирать заголовок; определение предложения, начинающего текст; творческая работа (устная): анализ содержания будущего текста с заданным началом.

Обратите внимание. Исправление этого текста предполагает не только изменение порядка следования абзацев и предложений внутри абзаца, но и перемещение предложений из одного абзаца в другой. При проведении редактирования очень важно, чтобы ученики увидели логическую последовательность развития основной мысли. Например, текст должен начинаться предложением Весна..., так как оно вводит в тему текста, сразу называет время года, настраивает на восприятие картины, которая дальше будет описана. Предложение Жёлтые цветки — солнышки — прекрасная столовая для первых пчёл... должно обязательно следовать за предложением Будто множество маленьких солнечных лучей..., так как, во-первых, ещё не приведено название цветка (а дальше он уже именуется и объясняются варианты названия и польза растения), а во-вторых, эти предложения объединяются образами — «маленькие солнечные лучи» и «жёлтые цветки — солнышки».

Исправленный текст.

Первый абзац:

Весна. Всё ярче солнце, и мы с нетерпением ожидаем появления первых цветов. И вот наконец мы видим на пригорке жёлтое пятнышко среди грязного снега и ещё не оттаявшей земли. Будто множество маленьких солнечных лучей превратилось в жёлтые головки. Жёлтые цветки — солнышки — прекрасная столовая для первых пчёл, ведь в это время им больше негде полакомиться нектаром. Это первый городской подснежник — мать-и- мачеха. Да-да, это растение тоже относится к подснежникам.

Второй абзац:

Но почему же так названо это растение? Всё станет понятно, если потрогать его листья. Снизу они мягкие, тёплые, опушённые, а сверху гладкие, холодные. Как мать и мачеха. Отсюда — название. А ещё в народе эту траву называли царь-зельем, двуличником, мать-травою. Мать-и-мачеха издавна пользовалась популярностью у лекарей.

Исправленный текст учитель после прочтения предлагает (по желанию) дома списать в тетради. Задание в конце упражнения обязательно должно быть разобрано в классе с комментариями учителя: следует обсудить первое предложение — Весна., сравнить содержание и начало рассыпанного текста с тем, как изменяется восприятие текста читателем после расстановки предложений в логическом порядке, с зачина Весна...; проанализировать варианты начала возможных текстов (Ночь... Зима... Школа...) и их содержание; сравнить начало текста упр. 2 с началом текста упр. 1.

Ваш комментарий к уроку