Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Относительные имена прилагательные
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с понятием «относительные имена прилагательные»; наблюдать за признаками относительных прилагательных.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — наблюдение за именами прилагательными, не имеющими краткой формы, распределение слов по группам. Выполнятся фронтально. Вариант задания: устно назвать прилагательные, имеющие краткую форму, в тетрадь выписать только те, которые не имеют краткой формы (придорожный, домашний, хрустальный, лесной).
Рубрика «Тайны языка» объясняет понятие «относительные прилагательные» и знакомит с особенностями этой группы прилагательных.
Упражнение 2 — наблюдение за словосочетаниями «сущ. + сущ.» и преобразование их в словосочетания «прил. + сущ.» без изменения значения. Выполняется фронтально письменно с последующей проверкой. Вопрос и «Подсказка» ориентируют на принцип проверки: относительные прилагательные не имеют степеней сравнения. Рекомендуем записывать слова, которые называют ученики, на доске, чтобы избежать ошибок в тетрадях.
Упражнение 3 — наблюдение за признаками качественных и относительных прилагательных, группировка слов по заданным условиям. Выполняется фронтально (или самостоятельно) с последующей проверкой (аналогично упр. 2).
Рубрика «Давай подумаем» организует анализ термина «относительные» (следует напомнить ученикам о приёме развёрнутого толкования: относительные — значит «относящиеся к чему-то») и наблюдение за значением относительных прилагательных. Отвечать на вопрос рубрики ученики могут, используя материал упр. 2 и 3.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдения, объясняет происхождение (всегда производные, образованные от других слов) и значение относительных прилагательных. Рубрику читает или пересказывает учитель. Затем, с опорой на материал рубрики, можно ещё раз вернуться к примерам из упр. 1-3.
Упражнение 4 (работа в группе) — группировка относительных прилагательных по значению. Учителю следует уточнить, что прилагательное не может называть предмет или место, так как оно обозначает признак предмета. Но признак может показывать отношение к предмету, материалу, явлению, месту или чему-то иному. Именно поэтому такие прилагательные называются «относительные». При выполнении упражнения ученики должны использовать приём развёрнутого толкования, так как только в этом случае выясняется значение прилагательного, например: придорожный — «тот, который при дороге», значит, называет место.
Распределение относительных имён прилагательных по группам: а) материал, из которого сделан предмет: шёлковый, шерстяной, чугунный; б) место, где предмет расположен: придорожный, московский, настольный; в) время, когда то или иное явление происходит: апрельский, осенний, ночной, мартовский; г) назначение предмета: гладильный, стиральный, грузовой, детский, письменный (можно подсказать ученикам: в толковании этой группы должно присутствовать слово «для»).
Ваш комментарий к уроку