Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Правописание относительных прилагательных
Правописание
Задачи урока: отработать правописание относительных прилагательных; провести орфографический тренинг.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — тренировка в написании относительных прилагательных. Выполняется фронтально письменно. Особое внимание следует уделить написанию прилагательных, в которых на стыке корня и суффикса появляется удвоенная согласная. Дополнительное задание к упражнению направлено на активизацию словарного запаса учащихся.
Упражнение 2 — отработка умения обосновывать написание одной или двух букв н. Выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Слова должны быть записаны в два столбика, слова с непроизносимым согласным (поздний, звёздный, местный) должны быть подчёркнуты.
Упражнение 3 (работа в паре) — тренировка в написании прилагательных, отработка умения определять морфемный состав слова. Выполняется письменно, одна из пар самостоятельно работает у доски. После завершения работы запись на доске проверяется, при необходимости в неё вносятся изменения, при этом учащиеся сверяют выполнение задания в своих тетрадях с записью на доске.
Образец записи на доске:
Возможные трудности. Анализ слова весенний. При образовании этого слова в корне появляется беглый гласный (весн-а + н = весен-н-ий), что может спровоцировать ошибочное выделение суффикса -енн-.
Вариант выполнения. Упражнение может быть предложено сильным учащимся при организации дифференцированной работы.
Упражнение 4 (по выбору) — орфографический тренинг. В зависимости от уровня подготовки класса выполняется фронтально (если учитель сомневается в возможности учащихся справиться с работой) либо самостоятельно.
Возможны два способа организации фронтальной работы: 1) комментируется написание каждого записываемого слова с пропуском (учащиеся по очереди выходят к доске); 2) сначала всё упражнение разбирается устно, каждая буква на месте пропуска подробно объясняется, после этого ученики записывают текст в тетрадь, а учитель — на доске; запись на доске открывается для проверки учащимися правильности выполнения задания в тетрадях.
Вариант выполнения. Упражнение устно разбирается в классе (учащиеся обосновывают написание каждого слова), а письменно выполняется дома.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — тренировка в образовании и написании относительных прилагательных. Выполняется письменно в парах.
Упражнение 2 — комплексное повторение изученных орфограмм. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
Вариант выполнения. Упражнение предлагается при организации дифференцированной работы.
Упражнение 3 — отработка написания одного или двух н в прилагательных. Выполняется самостоятельно. Перед выполнением упражнения учитель спрашивает, от чего будет зависеть количество вставляемых букв (от буквы, которая пишется на конце корня).
Вариант выполнения. Упражнение предлагается при организации дифференцированной работы.
Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, отработка изученных орфограмм. Выполняется фронтально: учащиеся по очереди выходят к доске и записывают слова в один из четырёх столбиков, при этом обязательно определяют не только место орфограммы в слове, но и её вид, называют способ проверки, доказывают выбор буквы.
Запись на доске:
Словарная работа. Объяснительный словарный диктант. Диктуемые слова: библиотека, здесь, магазин, вокруг.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, вместе с учителем выполняют упр. 2, 3 в тетради «Пишем грамотно»; хорошо подготовленные учащиеся самостоятельно выполняют упр. 3 из учебника, а потом — указанные упражнения.
Домашняя работа (по выбору). Письменно выполнить упр. 4 учебника. Записать слова упр. 2 и 3 тетради «Пишем грамотно».
Ваш комментарий к уроку