Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Как образуются относительные прилагательные

Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за образованием относительных прилагательных; повторить материал раздела «Словообразование».

Обратите внимание. Материал этого урока позволяет не только лучше понять признаки относительных прилагательных по сравнению с качественными, но и закрепить навык разбора слова по составу и алгоритм словообразовательного анализа.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (работа в группе) — актуализация и расширение речевого опыта учащихся. При проверке нужно фиксировать на доске правильное написание слов, чтобы ученики могли проверить запись в тетради и в случае необходимости исправить ошибки.

Упражнение 2 — повторение материала об однокоренных словах, разбор слова по составу. Выполняется самостоятельно фронтально с последующей проверкой правильности списывания и выделения в словах корней и суффиксов.

Упражнение 3 — повторение приставочно-суффиксального способа словообразования на примере относительных прилагательных. Учащиеся могут пользоваться и термином «приставочно-суффиксальный», и описательным оборотом «с помощью приставки и суффикса».

Рубрика «Тайны языка» знакомит с наиболее употребительными (регулярными в данной модели) способами образования относительных имён прилагательных.

Рубрика «Давай подумаем» ставит проблемный вопрос, который не позволяет сформироваться стереотипу: относительные прилагательные всегда образуются от существительных. В предыдущих упражнениях и в самой рубрике есть слова, которые демонстрируют, что относительные прилагательные могут образовываться и от глаголов: глаженый — «тот, который гладили»; гружёный — «тот, который грузили»; гладильный — «на котором гладят» и т. п.

Упражнение 4 (работа в парах) — наблюдение за суффиксами, участвующими в образовании относительных имён прилагательных, а также за словами (основами), от которых эти прилагательные не образуются. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться.

Учитель должен обратить внимание на то, что с помощью суффикса -оват- относительные прилагательные образоваться не могут (ученики должны вспомнить, что этот суффикс образует от качественных прилагательных другие качественные прилагательные: белый — беловатый, холодный — холодноватый). Целесообразно обратить внимание на написание прилагательного сибирский.

Упражнение 5 (по выбору) — комплексное закрепление материала урока. Выполняется в классах с высоким темпом работы или предлагается для домашней работы (по выбору) хорошо успевающим ученикам. Относительные прилагательные: стеклянную (стекл(о) + -янн-), железную (желез(о) + -н-), дверную (дверь + -н-). Качественные прилагательные: младший, огромный, круглую, старую, большую, правую.

Ваш комментарий к уроку