Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Правописание относительных прилагательных

Правописание

Задача урока: отработать написание суффиксов имён прилагательных.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» содержит материал, позволяющий учащимся на основе анализа допущенных Мариной ошибок самостоятельно сделать вывод о том, что в русском языке произношение слов не всегда совпадает с написанием. А для того чтобы правильно применить правило, нужно определить, в какой части слова находится орфограмма.

Возможный вариант рассуждения. Марина написала слова в соответствии с их произношением. Можно спросить учащихся: как появляется звук [ц] в словах городской, братский, детский, ведь ни в корнях слов город, брат, дети, ни в прибавляемом суффиксе его нет. Учащиеся должны установить, что звуки [т] и [с], стоящие рядом, дают один звук — [ц]. В процессе работы с рубрикой на доске появляется та кая запись:

Упражнения 1 и 2 (трудное) — отработка написания прилагательных с суффиксом -ск-. Выполняются фронтально письменно. При работе с упр. 2 учащиеся должны отметить особенность образования прилагательных

(доп. августовский). Особое внимание при выполнении упр. 2 нужно обратить на написание или отсутствие мягкого знака в образуемых именах прилагательных: в прилагательном январский мягкий знак не сохраняется (январь — январский), в остальных случаях сохраняется (февраль — февральский, ноябрь — ноябрьский и т. д.).

Упражнение 3 (работа в паре) — тренировка в образовании имён прилагательных с помощью суффикса -ов-, отработка их написания. Выполняется письменно.

Возможная трудность. Образование прилагательного ковровый.

Помощь. Обратить внимание на исчезновение гласного звука в исходном корне.

Упражнение 4 — отработка написания имён прилагательных с суффиксами -ов-, -ан-//-ян-, -енн-. Записывать предложенные прилагательные лучше в три столбика. Слова с суффиксами -ов-, -ан-, -ян- записываются фронтально. Первыми словами в первых двух столбиках должны быть слова с ударными суффиксами (песчаный, сосновый): это поможет учащимся сделать вывод, что слов с ударным суффиксом -енн- нет. Остальные слова учащиеся распределяют по столбикам и записывают самостоятельно.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — подбор подходящих по смыслу слов, развитие орфографической зоркости. Слова, которые могут быть вписаны: времени, в весну, весна, осень, осень, годом, кругом, жизнь, часы, вперёд, жизни. Предлагается при проведении дифференцированной работы.

Упражнение 2 — отработка навыка контроля, тренировка в написании суффиксов имён прилагательных. Поиск и исправление ошибок проводится учащимися самостоятельно, работа над ошибками — фронтально.

Образец работы над ошибками.

Упражнение 3 — отработка написания словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой. После проверки проводится словарный диктант. Учитель выборочно диктует слова данного упражнения.

Упражнение 4 — комплексное повторение изученных орфограмм и знаков препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется фронтально устно. Учащиеся работают по цепочке: читают предложение целиком; находят пропущенные знаки препинания; определяют место и вид орфограммы в словах с пропуском; вспоминают способ проверки и доказывают написание буквы.

Словарная работа. Словарный диктант после выполнения упр. 3 в тетради «Пишем грамотно» (№ 2). Учитель выборочно диктует слова из данного упражнения.

Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 4 тетради «Пишем грамотно».

Ваш комментарий к уроку