Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся писать сочинение
Развитие речи
Задача урока: учить писать начало текста и продолжение исходного текста в зависимости от установки пишущего, составлять план текста.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка навыка дописывания исходного текста. Выполняется фронтально. Текст читают ученики. При чтении текста рекомендуем обратиться к рубрике «Интересный материал из истории языка», которая знакомит с происхождением слова недуг. При обсуждении устанавливается, что прочитанный текст является описанием (описание кувшинки), следовательно, и начало текста (первый абзац) должно быть описанием. Ученики предлагают свои варианты начала текста, учитель редактирует и записывает варианты ответов на доске. Затем ученики подбирают заголовок к тексту. После этого следует перейти к выполнению второй части задания — придумыванию продолжения текста, начинающегося предложением И вот однажды... Если продолжение текста будет сочиняться фронтально (учитель может предложить ученикам по желанию работать самостоятельно), необходимо договориться, будет ли это сказка, правдивая история или легенда. Учитель может напомнить ученикам особенности текстов предыдущих уроков блока «Развитие речи» (о незабудке, кукурузе, подсолнухе, мать-и-мачехе). Продолжение текста ученики придумывают вместе устно.
Вариант проведения. Ученики (каждый самостоятельно) придумывают план продолжения текста, а затем, опираясь на план, рассказывают, какая история произошла с кувшинкой.
Упражнение 2 (по выбору) — творческая работа с опорой на рисунок в учебнике и тексты предыдущих уроков о цветах. Предлагается для самостоятельной домашней работы сильным ученикам (по выбору). В учебнике нет подписей — названий растений, поэтому учитель может записать некоторые из них, например: зверобой и мышиный горошек. Информацию о растении зверобое и его названии учитель читает в рубрике «Интересный материал из истории языка». Если ученикам знакомы другие растения, изображённые на рисунке, они могут их назвать. Следует напомнить ученикам, которые захотят выполнить это упражнение дома, что они могут пользоваться образцами текстов про цветы и растения из уроков блока «Развитие речи», а также своих пересказов, выполненных ранее. (Можно использовать и текст рубрики данного урока).
Ваш комментарий к уроку