Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Правописание относительных прилагательных
Правописание
Задачи урока: отработать написание прилагательных; провести орфографический тренинг.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — отработка написания прилагательных с суффиксами -ан-, -н-, -ов-. Выполняется фронтально письменно. В записанных словах обязательно подчёркиваются орфограммы.
Дополнительное задание. Составить с несколькими записанными словосочетаниями предложения, наиболее интересные записать.
Упражнение 2 — закрепление написания прилагательных с суффиксом -ск-. Выполняется фронтально.
Дополнительное задание: составить с тремя из данных словосочетаний предложения, наиболее интересные записать.
Упражнение 3 — повторение орфограммы «Удвоенные согласные». Выполняется самостоятельно с последующей проверкой: учащиеся называют сначала слова с удвоенной с (класс, профессия, шоссе, Россия, русский), потом слова с удвоенной л (аллея, Алла, миллион), в заключение — оставшиеся слова. Удвоенные согласные подчёркиваются.
Дополнительное задание. Назвать хотя бы два признака, по которым слово русский отличается от остальных слов упражнения. Ответ: 1) это прилагательное, а остальные слова — существительные; 2) в этом слове удвоенная согласная не в корне, как в остальных словах, а на стыке корня и суффикса.
Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, отработка изученных орфограмм. Выполняется фронтально. Во время выполнения задания в транскрипции подчёркиваются орфограммы, определяется место и способ проверки, после этого слово произносится орфографически и предложение записывается.
Вариант выполнения. Каждое слово, звуковая запись которого дана, подробно разбирается, определяются орфограммы и способ проверки, слово проговаривается; после того как все слова будут разобраны, учащиеся записывают предложения под диктовку учителя.
Упражнение 5 — развитие орфографической зоркости. При объяснении орфограмм в окончаниях существительных учащиеся обязательно должны называть склонение, к которому относится данное существительное, а потом — либо опорное слово и подставлять его в текст, либо падеж, в форме которого стоит слово, и окончание, которое пишется в данном падеже у существительных данного склонения.
Возможная трудность. Объяснение написания слова (два) куличика.
Помощь. Учитель просит определить суффикс в этих словах и вспомнить, как проверяется написание суффиксов -ик-, -ек-.
Возможная ошибка. Учащиеся, неправильно определив место орфограммы в слове салфеток, выделяют в этом слове либо суффикс -ок-, либо окончание -ок-.
Помощь. Просклонять слово салфетка — это позволит увидеть, что в слове салфеток окончание нулевое, а при изменении формы слова появляется беглый гласный, который может быть передан только буквой е или о. Для того чтобы определить, в какой части слова появился беглый гласный, нужно подобрать родственные слова — это позволит увидеть, что в слове салфетка корень салфетк-, следовательно, беглый гласный входит в состав корня.
Учащиеся должны выписать следующие слова с орфограммами согласных в корне: здравствуйте, пожалуйста, пасти, сласти, головки, перловки, глотки, селёдки, сдобных.
При запоминании первых четырёх строк стихотворения учитель указывает на особое оформление третьей строки. На доске как опора может быть дана такая схематическая запись этой строки: ... ... «...!» ...
Упражнение 6 — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. В транскрипции подчёркиваются орфограммы, объясняется расхождение произношения и написания слова.
Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова вкус, заря, минута, природа, подобрать к каждому слову родственные, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Примерный ряд слов: вкус, вкусный, вкусненький, вкусовой; заря; минута, минутка, минуточка, минутный; природа, природный, природоведение, природовед. Составить с этими словами предложения, стараясь в каждое включить несколько данных слов, самые интересные предложения записать под диктовку.
Дополнительная работа.
1. Выполнить упр. 125, 132 в тетради «Учусь писать без ошибок».
2. Составить и записать предложения со словами лимонный, апельсиновый, морковный, берёзовый, малиновый.
3. Записать под диктовку (проверка написания окончаний прилагательных) следующий текст:
Стоит чудесный весенний день. Над нами ясное голубое небо. Яркий свет слепит глаза. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла. Легко дышать свежим воздухом! Поздним вечером мы вернулись домой.
Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 6 тетради «Пишем грамотно», заменяя звуковую запись буквенной.
Ваш комментарий к уроку