Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Притяжательные прилагательные

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с понятием «притяжательные прилагательные»; наблюдать за их значением и словообразовательными особенностями.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за значением разряда прилагательных и постановкой к ним вопроса. Так как материал рубрики объёмный, её прочитает учитель, организует обсуждение примеров, предварительно записанных на доске. При этом желательно не нарушать логику изложения материала в учебнике.

Упражнение 1 — повторение признаков качественных и относительных прилагательных, наблюдение за прилагательным, относящимся к новому разряду. Выполняется фронтально.

Возможная трудность. Ученики могут назвать прилагательное бабушкин относительным, так как оно производное (от сущ. бабушка), не имеет степеней сравнения, краткой формы, антонимической пары; кроме того, от него не образуются прилагательные с суффиксами -оват-, -еньк-.

Помощь. Рекомендуем вернуться к вопросам предыдущей рубрики: что обозначает это прилагательное? Какой вопрос к нему больше подходит — какой? или чей?.

Рубрика «Тайны языка» знакомит с разрядом (группой) притяжательных прилагательных, указывает на их значение (называют признак принадлежности кому-то) и словообразовательные особенности (наличие суффиксов -ин-, -ов-, -ий-).

Обратите внимание. В учебнике не указан один из самых главных признаков притяжательных прилагательных, а именно нулевое окончание в форме ед. ч. м. р. И. п.

Эта информация не является обязательной для учащихся начальной школы, так как перед учителем стоит задача познакомить их с различными группами (разрядами) имён прилагательных, опираясь на лексико-грамматическое значение и наиболее «узнаваемые» грамматические особенности имён прилагательных каждого разряда. Между тем учитель должен помнить, что притяжательным называется только такое прилагательное, которое, кроме наличия в своём составе одного из суффиксов — -ин-, -ов- или -ий-, имеет также и нулевое окончание в начальной форме. Именно поэтому прилагательные гусиный, соловьиный, воробьиный не считаются притяжательными: хотя они обозначают признак принадлежности (воробьиное гнездо) и имеют суффикс -ин-, у этих прилагательных в ед. ч. м. р. И. п. окончание -ый, а не нулевое. Подобные прилагательные являются относительными. С признаком нулевого окончания в форме ед. ч. м. р. И. п. притяжательных прилагательных ученики познакомятся в средней школе.

Упражнение 2 — закрепление предшествующих наблюдений. Выполняется фронтально. Притяжательные прилагательные: волчий хвост, заячья грудь; качественные: одинокий репей, прекрасные сны, далёкий путь.

Рубрика «Обрати внимание» вводит словообразовательную закономерность разряда притяжательных прилагательных — наличие суффиксов -ин-, -ов-, -ий-.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за употреблением притяжательных прилагательных в речи. В подтверждение своих выводов ученики могут прочитать рубрику «Обрати внимание»: притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-, -ев- выходят из употребления.

Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление умения использовать суффиксальный способ образования притяжательных имён прилагательных.

Возможная трудность. Написание притяжательных прилагательных.

Помощь. Учитель записывает их на доске: бабушкина скатерть, папины книги, Васина гитара, Светин велосипед, лисицын хвост. Особого комментария требует написание с прописной (заглавной) буквы притяжательных прилагательных, образованных от собственных имён существительных. Не следует вводить эту информацию в виде правила, но необходимо обратить внимание учащихся на такое написание.

Упражнение 4 (по выбору) — аналогично упр. 3. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться; в остальных — предлагается для самостоятельной работы (по выбору учителя). Предварительно следует обратить внимание учеников на возможные чередования при образовании прилагательных.

Упражнение 5 (работа в группе) — наблюдение за существительными — фамилиями. Важно, чтобы ученики отметили суффиксы притяжательных прилагательных. Перед выполнением упражнения можно прочитать рубрику «Интересный материал из истории языка».

Ваш комментарий к уроку