Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Правописание притяжательных прилагательных

Правописание

Задачи урока: познакомить с особенностями правописания притяжательных прилагательных; провести орфографический тренинг.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за особенностями написания некоторых форм притяжательных прилагательных. Учитель должен помочь учащимся установить зависимость написания мягкого знака в вопросе и в ответе и определить, что в формах лисий -ий- является суффиксом, а окончание в этих формах слов — нулевое. Это наблюдение позволит сделать вывод о том, что в формах мужского рода именительного и винительного падежа мягкий знак не пишется ни перед суффиксом -ий-, ни перед нулевым окончанием. Правило-подсказка может быть сформулирована так: в притяжательных прилагательных перед суффиксом -ий- мягкий знак не пишется, а перед окончаниями (кроме нулевого) пишется (памятку можно записать в тетрадь).

Упражнение 1 — отработка правописания притяжательных прилагательных. Выполняется фронтально письменно.

Возможные трудности. Работа с сочетаниями лодка рыбака, повадки медведя, осторожность рыси, ловкость белки. В сочетании рыбачья лодка прилагательное рыбачья притяжательное, но такое сочетание уже практически не употребляется в речи (вытесняется формой рыбацкая). В сочетаниях медвежьи повадки, рысья осторожность, беличья ловкость прилагательные следует квалифицировать как качественные, если речь идёт о человеке (у него медвежьи повадки — «как у медведя»), или как относительные, если описывается животное. При отработке написания вопрос о классификации прилагательных не поднимается: изначально эти прилагательные всё равно являются притяжательными и должны подчиняться общему правилу их написания. Однако ученики сами могут обратить внимание на то, что в данных сочетаниях нет значения «притяжательности». Следует похвалить учеников за внимательное отношение к языку и, если класс готов воспринять информацию, кратко рассказать о том, что значение прилагательных тоже может меняться, но их написание не зависит от того, каким стало прилагательное, употреблённое в сочетании, — относительным или качественным.

Упражнение 2 — отработка написания притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. Выполняется письменно в парах. После завершения работы осуществляется фронтальная проверка.

Рубрика «Обрати внимание» вводит правило написания суффикса -ын- после ц.

Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление правописания прилагательных с суффиксом -ин-/-ын-. Выполняется письменно. Особое внимание при выполнении упражнения следует обратить на слова с сочетанием цын.

Упражнение 4 (по выбору) — отработка алгоритмов списывания и написания притяжательных прилагательных. Предлагается в качестве домашнего задания или при выполнении дифференцированной работы.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — отработка написания ь в притяжательных прилагательных. Выполняется письменно в парах (после выполнения упр. 1 учебника) с последующей проверкой. Возможные варианты словосочетаний: лисий след, лисья нора, лисье семейство, лисьи повадки; рыбачий посёлок, рыбачья хижина, рыбачье снаряжение, рыбачьи истории; коровий рог, коровья спина, коровье молоко, коровьи хвосты.

Дополнительное задание. Составить и записать с несколькими словосочетаниями предложения.

Упражнение 2 — повторение знаков препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Целесообразно предложить это упражнение в завершение урока.

Дополнительное задание. Прочитать текст ещё раз, подготовиться к письму под диктовку.

Упражнение 3 — обобщение знаний о правописании букв и, ы после ц. Выполняется после упр. 3 учебника. В зависимости от уровня подготовки класса предлагается для фронтального выполнения или работы в парах. Сначала учащиеся должны рассказать, какие слова будут записаны в первый столбик и почему в этот столбик войдут слова и с буквой и, и с буквой ы. Учащиеся должны указать на наличие слов-исключений, в корнях которых пишется буква ы после ц. Далее учитель просит рассказать, какая буква будет написана после буквы ц в словах второго столбика и в словах третьего столбика.

Образец выполненного задания:

После распределения слов по столбикам выполняется дополнительное задание к упражнению. Учащиеся должны сначала вспомнить, что в словах на -ция после ц пишется буква и.

Словарная работа. Словарный диктант: вкус, заря, минута, природа, библиотека, здесь, магазин, вокруг.

Дополнительная работа.

1. Записать диктуемые слова в два столбика:

Без ь

С ь

Диктуемые слова: лисьего, беличий, беличьего, заячий, заячьему, заячье, заячьи, рыбьего, рыбьему, рыбий, медвежий, медвежьем, медвежье, медвежьи.

и после ц

ы после ц

2. Записать диктуемые слова в два столбика:

Диктуемые слова: синицын, акация, настурция, сестрицын, куницы, синицы, куницын, курицын, инфекция, лекция, столицы, станция.

Домашняя работа. Выполнить упр. 4 учебника.

Ваш комментарий к уроку