Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторение
Развитие речи
Задачи урока: организовать комплексную работу с текстом: закрепить навык пересказа, составить план, подобрать заголовок, дописать исходный текст.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка приёма исправления неполного текста — дописывание средней части. Учащиеся читают текст и определяют, что в нём пропущена средняя часть, так как отсутствует смысловая связь между первым и вторым абзацами. При обсуждении ученики должны высказать свои предположения, о чём может идти речь в пропущенном абзаце, если последний абзац начинается предложением «Слушай...». Варианты «соединительной» части текста записывает и редактирует на доске учитель, затем ученики списывают эту часть в тетради.
Дополнительные задания. Подобрать заголовок к тексту, составить план.
Дома (по желанию) ученики могут записать текст целиком — с заголовком и всеми частями текста в правильной последовательности или (и) выполнить задание, которое приведено в учебнике, — нарисовать иллюстрацию к этому рассказу (тоже по выбору).
Упражнение 2 (по выбору) — закрепление навыка самостоятельного составления начала к исходному тексту. Перед выполнением этого упражнения следует напомнить ученикам тексты про ветер из урока 23 (часть первая) и предложить или кратко пересказать, или придумать своё начало к тексту. Если кто- то из учеников захочет самостоятельно выполнить пересказ, учитель может предложить им прочитать тексты урока 23 (для этого в классе должны быть экземпляры части первой учебника), а с остальными — фронтально составлять начало тек ста.
Прежде чем перейти к этой работе, необходимо ответить на вопрос в учебнике: какое предложение указывает на то, что текст не имеет начала? Важно, чтобы ученики обратили внимание на слова а однажды и при ответе рассуждали следующим образом: если бы текст начинался словом однажды, далее должно было следовать повествование о том, что случилось однажды, но сочетание слов а однажды указывает на то, что о ветре уже было что-то рассказано. Вариант начала текста придумывается коллективно, учитель редактирует ответы и фиксирует их на доске, после чего ученики могут списать начало текста. Если кто-то из учащихся работал самостоятельно, важно проверить, как они выполнили задание, и сравнить варианты индивидуальной и коллективной работы.
Ваш комментарий к уроку