Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторяем фонетику и состав слова

Как устроен наш язык

Задачи урока: организовать комплексное повторение (фонетический анализ, разбор слова по составу, словообразовательный анализ); закрепить сведения об относительных прилагательных.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — на примере относительных прилагательных повторение словообразовательного анализа с использованием приёма развёрнутого толкования. Выполняется фронтально. Объяснения учащихся и краткая запись в тетрадях должны быть следующими: кремлёвский — «находится в Кремле», относительное прилагательное, образовано с помощью суффикса -ск-; московский — «находится в Москве», относительное прилагательное, образовано с помощью суффикса -ск-; колокольный — «относится к колоколу», относительное прилагательное, образовано с помощью суффикса -н-.

Упражнение 2 (работа в паре) — повторение умения образовывать имена существительные, формирование речевой культуры. Выполняется фронтально. Предварительно учитель должен проверить по словарям, как образуются слова, называющие жителей городов, данных в учебнике. Если ученики не смогут справиться с заданием (так как многие названия жителей могут быть не известны младшим школьникам), учитель записывает на доске это название, обязательно поясняя произношение и ударение в слове. Текст стихотворения читают ученики. Необходимо отметить, что в русском языке нет специального слова, которое называет жителей Осло (столица Норвегии), но автор юмористически обыгрывает возможные образования. При выполнении задания после текста должны получиться слова: москвичи, туляки (для справки: нормативны туляк и тулянин), петербуржцы, парижане, самарцы (для справки: нормативны самарянин, самарка), смоляне, екатеринбуржцы1.

1 Полный перечень названий жителей той или иной местности см. в словаре: Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи (любое издание); раздел «Суффиксальное словообразование», параграф «Существительные».

Упражнение 3 — повторение непарных твёрдых согласных. Выполняется фронтально; в классах с высоким уровнем подготовки может быть предложено в качестве самостоятельной работы. Слова, в которых есть непарные твёрдые согласные: [ш] — кошка, окошко; [ж] — сбежало, побежит, убежала; [ц] — курицу, улицу, рощицу, полощется, смеётся, прольётся.

Упражнение 4 — повторение знаний по фонетике в процессе проведения фонетического анализа слова. Транскрипция слова рощица — [рощ’ица];

[р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный ([р’]), обозначен буквой «р»;

[о] — гласный, ударный, обозначен буквой «о»;

[щ’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный, обозначен буквой «щ»;

[и] — гласный, безударный, обозначен буквой «и»;

[ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый непарный, обозначен буквой «ц»;

[а] — гласный, безударный, обозначен буквой «а».

Букв — 6, звуков — 6.

Ваш комментарий к уроку