Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Правописание краткой формы имён прилагательных

Правописание

Задачи урока: наблюдать за правописанием краткой формы имён прилагательных; провести орфографический тренинг.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за правописанием краткой формы имён прилагательных. Выполняется фронтально устно. После того как будет сделан вывод о том, что общий смысл предложения подсказывает, какое окончание будет у прилагательного в краткой форме, учитель просит учащихся записать любые три предложения из семи разобранных.

Упражнение 2 (работа в паре) — отработка правописания краткой формы некоторых прилагательных. Выполняется письменно. Образец поможет ученикам увидеть, что записывать нужно четыре варианта краткой формы. Важно, чтобы учащиеся ещё раз повторили, что в русском языке беглые гласные записываются буквами о, е.

Трудность. Постановка правильного ударения в ряде слов.

Помощь. Дать нормативные варианты ударения:

Рубрика «Давай подумаем» содержит материал, наблюдение над которым позволит сделать вывод, что в кратких формах имён прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.

Дополнительное задание. Устно составить предложения с любыми словами упражнения. При зачитывании учениками своих предложений учитель следит за правильной постановкой ударения в краткой форме прилагательного. Наиболее интересные предложения записать под диктовку учителя.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты предшествующего наблюдения и вводит орфографическое правило: в кратких формах имён прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.

Упражнение 3 — закрепление введённого правила. Выполняется фронтально письменно. Сначала учитель напоминает об орфограмме «Мягкий знак после шипящих в краткой форме имени прилагательного», о том, что беглые гласные записываются буквами о, е. Особое внимание учитель обращает на краткую форму устаревшего прилагательного гожий — гож.

Упражнение 4 — обобщение знаний о правописании ь после шипящих в изученных частях речи. Выполняется фронтально письменно (учащиеся по цепочке устно объясняют написание орфограммы). Алгоритм определения наличия или отсутствия ь: 1) определение части речи; 2) грамматическая форма данной части речи; 3) указание на правописание. Учащиеся записывают текст в тетрадях, а учитель — на доске. Затем текст записывается под диктовку (текст с доски не стирается, а лишь закрывается на время диктовки). Проверка после диктовки — сопоставление записи в тетради с записью на доске.

Вариант выполнения. Если класс работает в медленном темпе, можно разобрать упражнение устно, а письменное его выполнение предложить в качестве домашней работы.

Упражнение 5 — тренировка в написании словарных слов: проводится объяснительный словарный диктант.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — комплексное повторение изученных орфограмм. Выполняется фронтально: учащиеся по цепочке обосновывают выбор буквы.

Упражнение 2 — отработка правописания кратких форм прилагательных. Сначала учащиеся (после коллективного обсуждения) соединяют начало предложений и последнее слово, затем в кратких формах прилагательных подчёркивают орфограммы и доказывают написание; после этого предложения записываются под диктовку. Проверка: учащиеся сверяют свои записи с текстом упражнения в тетради «Пишем грамотно».

Упражнение 3 — обобщение знаний о правописании ь после шипящих в изученных частях речи. Выполняется перед упр. 4 учебника. Сначала учитель предлагает определить, в какой столбик нужно записать слова с ь, а в какой — без ь. Упражнение выполняется фронтально письменно.

Упражнение 4 — орфографический тренинг. Выполняется письменно в парах с последующей проверкой. Учащиеся должны обязательно выделять ту часть слова, в которую входит пропущенная буква.

Возможный вариант первой части текста:

Белка

Рыжий зверёк

С пушистым хвостом

На высоком дереве

Выбирает дом.

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово горячий, подобрать к нему родственные (горячий, горячо, горячий-прегорячий, горяченный, горяченький). Разгадать кроссворд упр. 92 тетради «Учусь писать без ошибок».

Домашняя работа. Записать в тетрадь текст упр. 1 тетради «Пишем грамотно» или упр. 4 учебника.

Ваш комментарий к уроку