Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Местоимение

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с новой частью речи — местоимением; наблюдать за признаками местоимения и его функциями в тексте (функция повтора).

Ученики могут самостоятельно прочитать вводную часть, откуда узнают, что они будут изучать на последующих уроках.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за функцией и значением местоимений. Ученики должны прийти к выводу, что слова вторых предложений (она) называют того же, о ком сказано в первом предложении. Следует особо отметить, что слово она употреблено и по отношению к Юле, и по отношению к ласточке.

Упражнение 1 (работа в паре) — закрепление наблюдений рубрики «Давай подумаем». Должны быть выписаны слова: я (говорящий сам себя называет, но не известно, как зовут мальчика), ты, он (указывают на друга), мы (указывает на обоих ребят — того, кто рассказывает, и его друга), они (указывает на друзей).

Рубрика «Тайны языка» знакомит со значением местоимения как части речи: указывает на предметы или признаки, но не называет их. При последующем изучении местоимений учитель должен постоянно пользоваться именно формулировкой «указывают на». Ученики могут этот оборот не использовать, но важно, чтобы они поняли разницу между называнием конкретного предмета или его признака и указанием на предмет или его признак (функция местоимения).

Упражнение 2 — закрепление материала рубрики. Выполняется фронтально, в классах с невысоким темпом работы — устно. Учитель может привести примеры, показывающие, что использование местоимений позволяет исключить неоправданный повтор слов, и напомнить ученикам, что на уроках блока «Развитие речи» они уже не раз заменяли в текстах такие повторы слов именно местоимениями. Примеры: Ученик вышел к доске. Он (местоимение вместо существительного ученик) хорошо подготовился к ответу и т. п.

Вариант проведения. В хорошо подготовленных классах учитель может предложить учащимся самостоятельно обнаружить неоправданный повтор слова в предложении без местоимения (Ученик вышел к доске. Ученик хорошо подготовился к ответу.) и устранить обнаруженный недочёт введением во второе предложение местоимения.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с грамматическими признаками местоимений в сравнении с известными ученикам частями речи.

Упражнение 3 — закрепление материала предшествующей рубрики. Выполняется фронтально с обязательным комментарием. Ученикам, затрудняющимся в выполнении задания, следует напомнить, что, во-первых, местоимения указывают на предмет или признак, но не называют его, а во-вторых, местоимения можно заменить подходящими по смыслу существительными или прилагательными. Местоимения-существительные: он (мальчик, ученик), мы (мама, папа, сестра), они (ребята), вы (Серёжа и Света), я, ты. Местоимения-прилагательные: всей (большой), в этом (прошлом, нынешнем, будущем), своим (близким, хорошим).

Упражнение 4 (по выбору) — закрепление материала урока. Предлагается в качестве самостоятельной работы в классах с высоким темпом работы с последующей фронтальной проверкой; в остальных может не проводиться. Фронтально можно разобрать два предложения из текста. Не рекомендуем предлагать это упражнение для домашней работы.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова воскресенье. Можно обратить внимание учеников на то, что, если это слово называет день недели, оно пишется со строчной буквы и оканчивается на -нье, тогда как название библейского события пишется с прописной буквы и оканчивается на -ние.

Ваш комментарий к уроку