Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Личные местоимения

Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за значением и функциями местоимений; познакомить с понятием «личные местоимения».

Работа по учебнику

Упражнение 1 — закрепление материала предыдущего урока блока «Как устроен наш язык». Выполняется фронтально. Ученики выписывают пары слов по образцу и устно комментируют выполняемые действия. Не рекомендуется работа у доски.

Рубрика «Обрати внимание» напоминает о связи предложений в тексте и о роли местоимений.

Упражнение 2 — аналогично упр. 1. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться.

Упражнение 3 (по выбору) — наблюдение за ролью местоимений в тексте, восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Исправленный текст: Пригрело весеннее солнце. Проснулась медведица. Вышла она из берлоги. За ней выбежали медвежата. Они были маленькие. Медвежата рады теплу. Весело малышам. Учитель обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что правильную последовательность предложений помогли восстановить именно местоимения.

Упражнение 4 (работа в паре) — наблюдение за местоимениями, называющими участников речевого общения (диалога). Выполняется фронтально. Учитель может заранее начертить таблицу на доске и при анализе предложений вписывать нужные местоимения (ученики работают в тетрадях).

Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений в упр. 4 и вводит понятие «личные местоимения».

Упражнение 5 — тренировка в выделении личных местоимений с опорой на материал рубрики «Тайны языка». Выполняется фронтально.

Словарная работа. Словарный диктант. Диктуемые слова: библиотека, здесь, магазин, вокруг, горячий, территория.

Ваш комментарий к уроку

Урок 141. Личные местоимения

Как устроен наш язык

Задача урока: наблюдать за личными местоимениями и их грамматическими признаками.

Работа по учебнику

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с грамматическим признаком лица у местоимений. Опираясь на материал рубрики, ученики самостоятельно (или при помощи учителя) заполняют таблицу личных местоимений.

Рубрика «Давай подумаем» вводит проблемную задачу: могут ли личные местоимения как заменители имён существительных изменяться по падежам? При обсуждении ответа ученики могут опираться на свой языковой опыт, например: стол — он, нет стола — нет его, к столу — к нему и т. п.

Упражнение 1 — наблюдение за изменением личных местоимений по падежам. Важно, чтобы ученики обратили внимание на изменение при этом самих местоимений. Учитель обязательно должен сообщить, что такое изменение местоимений нужно запомнить. Следует исправлять речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений.

Упражнение 2 — наблюдение за изменением по падежам местоимения я. Выполняется фронтально.

Рубрика «Тайны языка» вводит грамматический признак личных местоимений — изменение по падежам.

Упражнение 3 (работа в группе) — наблюдение за употреблением местоимений в тексте, формирование речевой культуры. В классах с невысоким темпом работы проводится устно, в остальных — письменно.

Упражнение 4 — работа с обобщающей таблицей, представляющей систему падежных форм личных местоимений единственного числа. Выполняется фронтально. По усмотрению учителя может быть предложено для домашней работы.

Ваш комментарий к уроку