Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Правописание местоимений с предлогами

Правописание

Задачи урока: наблюдать за правописанием местоимений с предлогами; отработать орфографическое правило.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за правописанием предложно-падежных форм личных местоимений. Выполняется фронтально письменно. Необходимо, чтобы учащиеся заметили особенность местоимения 3-го лица: если перед ним стоит предлог, в его начале пишется буква н. Учитель предлагает сравнить два словосочетания — написать ей, ездить к ней — и сказать, в чём сходство и в чём различие местоимений в этих словосочетаниях (учащиеся должны определить, что это два ва ри ан та одного и того же местоимения она в дательном падеже). Можно поменять местоимения в словосочетаниях, чтобы учащиеся пришли к выводу, что всё дело в наличии или отсутствии предлога. В процессе работы с последующими предложениями учитель направляет рассуждения учащихся, предлагая им сравнивать подобные словосочетания, например: остаётся у него, огорчил его, доволен ей, гуляю с ней. При работе с последним предложением учащиеся должны заметить, что особенность, характерная для местоимений 3-го лица, не распространяется на местоимения 2-го лица.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты наблюдений, сделанных при выполнении предыдущего упражнения.

Упражнение 2 — закрепление правописания личных местоимений 3-го лица в предложно-падежных формах. Выполняется фронтально. Учитель предлагает учащимся в каждом из трёх предложений устно выполнить все три варианта, а записать только один из вариантов.

Упражнение 3 — отработка написания личных местоимений с предлогами. Выполняется письменно самостоятельно с последующей проверкой. Двоих учеников можно вызвать к доске: один записывает на доске первую часть упражнения, второй — вторую. После выполнения задания ученики сверяют записи на доске и в тетрадях.

Упражнение 4 (по выбору) — комплексное повторение изученных орфограмм. В классе упражнение разбирается устно: учащиеся по цепочке обосновывают выбор той или иной буквы. После завершения работы учитель предлагает прочитать первый абзац и подготовиться к письму под диктовку. Далее этот абзац диктуется.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова платок. Историческая связь слов платок и плата поможет лучше запомнить правописание слова платок, ставшего в современном русском языке словарным.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — орфографический тренинг написания предложно-падежных форм личных местоимений. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

Упражнение 2 — повторение изученных орфограмм, развитие орфографической зоркости, формирование умения находить общую для группы слов орфограмму. Выполняется фронтально. Учитель просит учащихся, не вставляя букв, определить, какие орфограммы свойственны словам первого, второго и третьего столбиков. При работе со словами первого и второго столбиков сначала называются проверочные слова, а только потом — буква, которую нужно вставить.

Дополнительное задание. Записать слова упражнения под диктовку в три столбика в соответствии с орфограммой корня.

Упражнение 3 — совершенствование навыка контроля, развитие орфографической зоркости. Перед началом работы учитель может предупредить: нужно найти семь ошибок.

Упражнение 4 — закрепление умения изменять личные местоимения по падежам. Рекомендуем выполнить это упражнение в самом начале урока фронтально или самостоятельно.

Вариант выполнения. Записывать во всех падежах, кроме именительного, формы местоимений с предлогами. Это задание усложняет выполнение упражнения, но способствует лучшему усвоению темы урока. В случаях затруднений учитель подсказывает возможные для данного падежа предлоги: Р. п. — без, у, от, до, с, из, около, возле, для; Д. п. — к, по; В. п. — на, за, под, в, через, про; Т. п. — над, за, под, с, между, перед; П. п. — в, об, о, на, при.

Дополнительная работа. Повторить пройденные орфограммы, выполнив упр. 88, 90, 105 в тетради «Учусь писать без ошибок».

Словарная работа. Разгадать кроссворд в упр. 129 тетради «Учусь писать без ошибок».

Домашняя работа. Выполнить письменно упр. 4 учебника или списать в тетрадь текст упр. 3 тетради «Пишем грамотно».

Ваш комментарий к уроку