Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Как изменяется местоимение
Как устроен наш язык
Задача урока: наблюдать за изменением местоимений в предложениях.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — работа с таблицей аналогично упр. 4 урока 141, формирование речевой культуры. Выполняется фронтально. Можно дать таблицу на доске и вписывать в неё местоимения, которые будут называть ученики. Не рекомендуем предлагать ученикам работу у доски.
Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление изученного материала. Выполняется с опорой на образец в учебнике.
Рубрика «Давай подумаем» вводит проблемный вопрос об изменяемости местоимений 3-го лица ед. ч. по родам. Ученики должны прийти к выводу о том, что личные местоимения 3-го лица по родам не изменяются (каждое из них может иметь только один род).
Рубрика «Обрати внимание» подтверждает вывод, сделанный учащимися.
Обратите внимание. В некоторых лингвистических концепциях и учебниках по русскому языку для начальной и средней школы указывается, что местоимение он изменяется по родам. Такая точка зрения имеет право на существование, однако, по мнению авторов учебника, концепция неизменяемости местоимений 3-го лица ед. ч. породам наиболее убедительна и подтверждается теми примерами, которые приведены в учебнике. Такой подход последователен и логичен и для учеников, так как на предыдущих уроках они наблюдали и анализировали, как местоимение «заменяет» в последующем предложении слово из первого предложения. Если в предложении говорится, что мальчик пришёл к финишу первым, то во втором предложении Он призёр местоимение он соотносится с существительным мальчик по роду
и заменяет его. Кроме того, существительные не изменяются по родам, следовательно, и местоимения-существительные (личные) также по родам не изменяются.
Рубрика «Обрати внимание» (вторая) указывает на соответствие изменения местоимений-прилагательных по падежам изменению имён прилагательных.
Упражнение 3 (трудное) — закрепляет знания об изменяемости местоимений-прилагательных. В классах с невысоким темпом работы в полном объёме может не проводиться; в остальных выполняется фронтально с обязательными комментариями. Не рекомендуем предлагать для домашней работы.
Ваш комментарий к уроку