Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Как изменяется местоимение

Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за изменением местоимений- прилагательных и их функционированием в предложениях; провести комплексный анализ местоимения как части речи.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за функционированием местоимений-прилагательных. Выполняется фронтально. Особого комментария и подробного разбора требует вопрос учебника «Можно ли утверждать, что местоимение является тем же членом предложения, что и слово, которое оно заменяет?». Нужно напомнить ученикам, что к слову в предложении задаются два вопроса: как к части речи (морфологический) и как к члену предложения (синтаксический, смысловой). Каждый пример требует подробного анализа. Так, в первой паре предложений На столе лежит книга Серёжи. Это его книга важно правильно сформулировать вопрос: чья книга лежит на столе? В первом предложении на этот вопрос отвечает существительное Серёжи, во втором — местоимение его, следовательно, эти слова — определения. Во второй паре существительное собака — подлежащее, а местоимение её — определение. В третьей — друзья — подлежащее, наши — определение. В четвёртой — ребята — подлежащее, их — определение. Можно дать ещё один пример: Девочка поливает цветы. Она дежурная. В этой паре и девочка, и она — подлежащие. Вывод: местоимение не всегда является тем же членом предложения, что и слово, которое оно заменяет.

Рубрика «Говори правильно» формирует речевую культуру.

Упражнение 2 (работа в паре) — наблюдение за местоимениями- прилагательными.

Упражнение 3 — закрепление изученного, повторение на основе распределения местоимений по группам. Выполняется фронтально или в парах с последующей взаимопроверкой.

Упражнение 4 (работа в паре) — использование местоимений в определённых грамматических конструкциях, развитие речевой культуры. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться; в остальных — в зависимости от темпа работы. Не рекомендуется предлагать для домашней работы.

Ваш комментарий к уроку