Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Приложение
Программа по русскому языку для 3 класса

(5 ч в неделю; 170 ч)

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (62 ч)

Фонетика и графика (3 ч)

Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.

Орфоэпия1. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1 Изучается во всех разделах курса.

Состав слова (морфемика) (4 ч)

Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.

Синтаксис (18 ч)

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с сою за ми и, а, но.

Морфология (37 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование

предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование имён существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание»

(формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• приставки, оканчивающиеся на з, с;

• соединительные гласные о, е в сложных словах;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);

• буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

• буквы и, ы после ц в различных частях слов;

• суффиксы имён существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;

• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ия, -ие;

• буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;

• безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимения ми;

• знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

«Развитие речи» (30 ч)

Устная речь1

1 Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но и на уроках других предметов в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий, а также во внеурочной деятельности учащихся.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Резервные уроки (25 ч)

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе

Ученик научится:

• различать, сравнивать, кратко характеризовать:

— имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

— виды предложений по цели высказывания и интонации;

— главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

• выделять, находить:

— собственные имена существительные;

— личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

— грамматическую основу простого двусоставного предложения;

— в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

• решать учебные и практические задачи:

— определять род изменяемых имён существительных;

— устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

— задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

— определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-му склонению;

— устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

— находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

— использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

— подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

— определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

— безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов1;

1 Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.

— проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

— составлять план собственного и предложенного текстов;

— определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

— корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

— составлять собственные тексты в жанре письма;

• применять правила правописания:

— приставки, оканчивающиеся на з, с;

— непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);

— буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

— буквы и, ы после ц в различных частях слов;

— мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

— безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;

— буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;

— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

— знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

• проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

• устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);

• склонять личные местоимения;

• различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

• находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

• самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

• разбирать по членам простое двусоставное предложение;

• применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

• применять правило правописания суффиксов имён существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

• применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ия, -ие;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

• писать подробные изложения;

• создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

• соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).