Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами
Правописание
Задача урока: отработать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — повторение правил о знаках препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами; совершенствование действия контроля. Выполняется фронтально письменно. Учитель просит учащихся составить и записать в тетрадь схемы предложений. В первом предложении однородные сказуемые — отпустила и приказала (отпустила с какой целью? — погулять, обстоятельство цели; приказала что? — вернуться, дополнение). Учителю следует быть внимательным при анализе этого предложения, чтобы ошибочно не выделить в нём составные глагольные сказуемые отпустила погулять и приказала вернуться. Критерий разграничения: во-первых, глаголы отпустила и приказала полнознаменательные (ср. с неполнознаменательными глаголами хотеть, начать, казаться и другими, которые не могут обозначить действие без обязательного восполнения вторым глаголом: хотел петь, начал говорить, казался расстроенным); во-вторых, действия отпустила и приказала совершает мама, а погулять и вернуться — Лена. Сравнение схем ещё раз позволит повторить, что перед союзом но запятая ставится, а перед одиночным союзом и — не ставится.
Упражнение 2 — продолжение начатой в упр. 1 работы. Выполняется устно. Учащиеся должны найти только одну ошибку, которая связана с постановкой запятой перед одиночным союзом и в третьем предложении. Письменное выполнение этого задания можно предложить как домашнее задание.
Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умений определять границы предложений и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется письменно в парах с последующей коллективной проверкой.
Упражнение 4 — активизация словарного запаса учащихся, отработка правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами. Предлагается во время проведения дифференцированной работы.
Возможная трудность. Выбор варианта употребления в первом предложении предлога через, ср.: Дорога шла через поле, речку, лес и Дорога шла через поле, через речку, через лес. Оба варианта правильные, повтор предлога не является в данном случае стилистической погрешностью: повторение предлога подчёркивает, где именно пролегала дорога. Учитель может прочитать оба варианта, выделяя интонационно различия между предложениями с повтором предлога и без.
Упражнение 5 — повторение орфограммы «Буквы о, ё после шипящих в корне слова». Выполняется фронтально письменно. После прочтения задания к упражнению учитель просит учеников вспомнить, от чего зависит выбор буквы о или ё при обозначении звука [о] после шипящих в корне слова. При записи слов первым записывается слово, доказывающее написание, вторым — слово из упражнения.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка навыка постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, совершенствование процедуры контроля. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Учитель предлагает ученикам самим догадаться, что значит требование «объяснить графически» (нужно подчеркнуть однородные члены и обвести кружком союзы).
Упражнение 2 — орфографический и пунктуационный тренинг. Выполняется фронтально. Учащиеся по цепочке называют букву, которую нужно написать на месте пропуска. Когда все буквы будут вставлены, начинается обсуждение постановки знаков препинания.
Упражнение 3 — повторение орфограммы «Проверяемые согласные в корне слова». Работа со словами первого столбика проводится фронтально, далее — самостоятельно с последующей проверкой.
Возможная трудность. Подбор проверочных слов к словам ловкий (ловок), гладкий (гладенький).
Упражнение 4 — повторение орфограммы «Буквы о, ё после шипящих в корне слова». Выполняется самостоятельно.
Возможная трудность. Доказательство написания буквы ё в словах щётка, чёткий. Подобрать к этим словам родственные слова, доказывающие написание буквы ё, довольно сложно, поэтому написание этих слов учитель предлагает запомнить. При затруднении с доказательством написания слова счёт учитель предлагает подобрать форму множественного числа (счета) или родственное слово счетовод.
Дополнительная работа. Выполнить упр. 99 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Домашняя работа (по выбору учителя). Письменное выполнение упр. 2 учебника или списывание предложений упр. 1 тетради «Пишем грамотно».
Ваш комментарий к уроку