Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Однородные члены предложения

Как устроен наш язык

Задачи урока: отработать умение определять в предложениях однородные члены; находить и исправлять ошибки в предложениях с однородными членами.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — отработка умений находить в предложениях однородные члены, определять способ их связи, составлять схемы однородных членов. Выполняется фронтально письменно. Определяя способ связи однородных членов, учащиеся указывают на интонацию и союзы.

Возможные трудности. Выделение второго сказуемого во втором предложении и определение однородных членов в последнем предложении. Во втором предложении сказуемое — болтает (ср.: болтает ногами, головой, руками). В последнем предложении — однородные дополнения: кормление (чем?) булочками, сухариками, сливочками. Чтобы продемонстрировать более ярко вопрос к дополнению, можно спросить: «Чем кормят Илюшу?» В данном случае вопрос кормление (какое?) неправильный, так как отглагольное существительное кормление сохраняет значение действия и требует объектного распространения (т. е. распространения на уровне членов предложения не определением, а дополнением).

Упражнение 2 (работа в паре) — развитие умения находить речевые ошибки и исправлять их. Выполняется письменно.

Исправленные предложения:

На столе лежали тетрадь и карандаш.

В огороде росли лук, укроп, морковь, редис.

Мальчик сидел за столом и раскрашивал картинки. // Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки.

На забор взлетел петух и закричал.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за предложениями, ошибка в которых связана с неоправданными повторами. После прочтения предложений учащиеся приходят к выводу, что Серёжа перед каждым однородным членом повторяет слово, с которым связаны однородные члены. Учитель на доске записывает исправленные варианты. Учащиеся определяют, какими членами предложения являются однородные члены. Записать предложения правильно, подчеркнуть в них однородные члены предлагается в качестве домашнего задания.

Упражнение 3 — нахождение и исправление ошибок в употреблении однородных членов предложения. Выполняется в хорошо подготовленных классах; в остальных либо не выполняется, либо разбирается один или два примера. Материал упражнения объективно труден, так как в отличие от предыдущих упражнений с неверным грамматическим оформлением здесь допущены смысловые ошибки: Витя использует слова, которые не могут в данном контексте образовать ряд однородных членов. Например, нельзя сказать «живу в четвёртом классе» (в то же время, если кто-то учится в четвёртом классе, значит, он уже живёт — здесь акцентируется внимание на другом значении слова жить), «покосившиеся заборы» не могут «расти» и т. д. Упражнение выполняется фронтально письменно.

Варианты исправленных предложений:

Я учусь в четвёртом классе.

Я люблю природу и часто рисую её.

Печенье, мармелад, конфеты — мои любимые сладости.

На даче рос бурьян, виднелись покосившиеся заборы.

Словарная работа. Вставить пропущенные буквы в словарные слова, написанные на доске: ра...тояние, пр...вет, ...г...род, шел...ст, медле...о, ...сина, ябл...ко, ш...к...лад, ш...фёр, г...зета, тр...мвай, оч...нь. Учитель предлагает придумать предложения, включив в них в качестве однородных членов два слова из предложенного списка, например: Мальчик держал в руках яблоко и шоколад. Задание может быть и более простым — составить предложения, соблюдая два условия: в предложении должны быть, во-первых, одно из данных словарных слов, во-вторых, однородные члены.

Дополнительная работа. Выполнить упр. 98 в тетради «Учусь писать без ошибок».

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя составляют предложения, соответствующие схемам (при этом учитель не ставит задачу составить предложения ко всем данным на доске схемам); остальные работают самостоятельно.

Схемы на доске:

Домашняя работа. Записать в тетрадь исправленные предложения рубрики «Давай подумаем» (с. 134).

Ваш комментарий к уроку