Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами
Правописание
Задача урока: отработать умение применять правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами. Задание рубрики читает учитель, после чего учащиеся разбирают данные предложения и делают вывод, что перед союзами но, а запятая ставится, а перед союзом и — не ставится.
Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения. Текст читает учитель, а учащиеся следят за чтением и внимательно рассматривают схемы. После этого учитель просит учащихся с опорой на схемы воспроизвести правило (работа со схемами способствует лучшему запоминанию пунктуационных правил).
Упражнение 1 — объяснение постановки знаков препинания. На уроке фронтально письменно выполняется только часть задания: составляется и записывается в тетрадь схема каждого предложения, при этом учащиеся обосновывают постановку знаков препинания.
Упражнение 2 — отработка правила постановки знаков препинания. Выполняется фронтально. Учитель просит сначала просмотреть предложения и проверить, нет ли какого-либо указания на то, какие союзы нужно вставить. Учащиеся должны догадаться, что такая подсказка есть — наличие или отсутствие запятой: например, в первом предложении нет запятой перед одиночным союзом, значит, пропущен союз и. После этого предложения прочитываются с добавлением нужных союзов, два из них записываются в тетрадь.
Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умения из одного и того же набора слов составлять несколько предложений в соответствии с предложенными схемами. Выполняется письменно в парах (в классах с невысоким темпом работы можно фронтально рассмотреть две любые схемы). Учитель сообщает условия выполнения работы: в предложениях следует повторять один и тот же ряд однородных членов, изменяя способ их связи. Учащиеся должны, опираясь на схемы, объяснять, как связаны однородные члены: в первом предложении только интонацией; во втором предложении первый, второй и третий члены связаны интонацией, а четвёртый — интонацией и союзом и; в третьем и четвёртом предложениях — интонацией и повторяющимися союзами и. Учитель обращает особое внимание на постановку знаков препинания в последнем предложении. Далее учащиеся работают в парах — составляют предложения и записывают их.
Упражнение 4 — отработка правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется письменно самостоятельно. Учитель просит обратить внимание на рубрику «Проверь себя».
Упражнение 5 — орфографический тренинг написания слов с изученными орфограммами. Выполняется письменно в парах. Одна из пар работает у доски, по окончании работы результаты работавших у доски сравниваются с записями в тетрадях. Среди выписанных слов учитель просит подчеркнуть такое, которое нельзя переносить. Запись на доске и в тетрадях: листок, кричать, цифра, улица, зима, цирк, животное, запись, циркуль, писать, удивительный.
Кроме того, учитель может попросить найти и назвать ещё одно такое слово среди невыписанных (осень).
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — закрепление правила постановки знаков. Выполняется фронтально.
Упражнение 2 — повторение, орфографический тренинг написания слов с безударными гласными в корне слова. Выполняется самостоятельно.
Упражнение 3 — повторение, орфографический тренинг написания слов с приставками на з/с. Выполняется фронтально. Перед началом работы учитель просит учеников вспомнить, от чего зависит выбор буквы з или с на конце приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-. Учащиеся вспоминают, что буква з пишется перед корнями, начинающимися с гласных или звонких согласных, а буква с — перед корнями, начинающимися с глухих согласных. После этого учащиеся по цепочке читают слова, определяют, с какой буквы начинается корень, сообщают, какую букву нужно вставить, подчёркивают в словах орфограмму «Удвоенные согласные на границе приставки и корня».
Упражнение 4 — повторение написания словарных слов. Ответы: 1 — запад, 2 — восток, 3 — пирог, 4 — мебель, 5 — малина, 6 — ракета, 7 — осина, 8 — картофель. Во время работы с кроссвордом учитель обращает внимание ребят на то, что первым словом по количеству букв может быть слово запад либо север, поэтому, прежде чем вписывать то или иное слово, нужно разгадать третье слово; перед записью седьмого слова лучше разгадать восьмое.
Упражнение 5 — отработка умений определять знаки, которые нужно поставить в конце предложения, и устанавливать тип предложения по цели высказывания и по интонации. Выполняется фронтально. Текст читает учитель.
Словарная работа. Записать в словарик и тетрадь слово обычный, подчеркнуть орфограмму. В тетради к слову обычный записать несколько родственных (обычный, обычно, необычный, необычно), подчеркнуть в них орфограмму. Составить и записать предложение с одним из слов.
Дополнительная работа. Выполнить упр. 96, 97 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Домашняя работа (по выбору учителя). Списать в тетрадь предложения из упр. 1 тетради «Пишем грамотно» либо упр. 1 учебника.
Ваш комментарий к уроку