Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторяем фонетику и состав слова

Как устроен наш язык

Задачи урока: повторить алгоритм фонетического анализа; отработать алгоритм разбора слова по составу, умение находить в тексте однокоренные слова.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (трудное) — контроль за правильностью выполнения фонетического анализа, различение родственных и не родственных слов, подбор родственных слов к заданному слову. Выполняется фронтально устно. Учитель просит учащихся послушать стихотворение и определить, с чем связана нелепость события, о котором говорится в тексте (у краба нет жабр, именно поэтому они не могут быть украдены жабой). Затем он даёт учащимся другую установку: подсчитать количество звуков [ж] в тексте — и читает стихотворение второй раз (в стихотворении, включая заголовок, звук [ж] встречается 21 раз).

Дополнительное задание. Выразительно прочитать текст.

Отвечая на вопрос «Являются ли выделенные слова однокоренными?», учащиеся дают отрицательный ответ, отметив несходство в значении этих слов. При этом они должны сказать, что выделенные слова жабры, жабр являются формами одного и того же слова. Подобранные родственные слова к слову жалоба записываются в тетрадь

Обратите внимание. Не следует выделять в этих словах корень, так как ученики посчитают таковым «жало»; на самом деле корень -жал-, а -о- — это остаток суффикса -ова- (усекается при словообразовании). К такому анализу ученики 3 класса ещё не готовы. Подбор однокоренных слов в этом случае нужен для расширения словарного запаса и установления родственных связей между словами на основе сходства значений, но не для правильного выделения корня в ряду подобранных слов (это задание потому и не предлагается в учебнике).

Проверив правильность выполнения Петей фонетического анализа, учащиеся должны заметить одну ошибку: не указана буква, которой обозначен на письме звук [а].

Упражнение 2 — поиск слова по заданным характеристикам звуков. Данное слово (дюжину) можно определить уже по первому звуку — в стихотворении это единственное слово, начинающееся с мягкого парного и звонкого парного согласного. Остальные звуки нужно лишь проверить на их соответствие заданным характеристикам. Упражнение предлагается для организации дифференцированной работы.

Упражнение 3 — поиск слов с приставками и однокоренных слов, тренировка в фонетическом анализе слова. Первые два задания выполняются учащимися письменно в парах с последующей проверкой, фонетический анализ проводится фронтально.

 Слова с приставками:

 Фонетический анализ.

Упражнение 4 — контроль за правильностью выполнения разбора слова по составу. Выполняется фронтально. Учащиеся находят ошибку во втором пункте, которая повлекла за собой последующие ошибки. Слово печка не является родственным слову печальный, корень в слове печальный — -печаль-. Соответственно, суффикс в этом слове -н-, как в словах грустный, больной. После того как ошибки будут найдены, записывается правильный разбор данного слова.

Упражнение 5 (работа в группе) — отработка умений находить и выделять в слове заданную часть, соединять найденные части слов и получать новое слово; отработка умения выполнять задание по образцу, самостоятельно подбирая слова с заданными морфемами. Перед выполнением учитель сообщает, что слово, которое предстоит разгадать, есть в толковом словарике учебника, поэтому после того, как группы разгадают слово, необходимо прочитать словарную статью. Основная трудность — это правильно загадать слова, при необходимости учитель оказывает помощь.

Дополнительная работа.

1. Провести фонетический анализ слова жёлтую.

2. Разобрать по составу слово записка.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя (в зависимости от того, что нужно отработать) либо проводят фонетический анализ любого слова, либо разбирают его по составу. Остальные учащиеся выполняют задание, написанное на доске.

Подобрать несколько слов, в которых:

первый звук — согласный, твёрдый парный, звонкий парный;

второй звук — гласный, ударный;

третий звук — согласный, мягкий парный, глухой парный;

четвёртый звук — гласный, безударный.

Домашняя работа. Списать текст упр. 3.

Ваш комментарий к уроку