Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторение

Правописание

Задачи урока: тренировать в написании слов с изученными орфограммами; отработать умение правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — орфографический тренинг, отработка навыка списывания. Выполняется фронтально письменно.

Вариант выполнения. Учащиеся не списывают весь текст стихотворения, а выписывают только слова, в которые необходимо вставить буквы. В выписанных словах графически доказывается выбор буквы: подчёркивается орфограмма; выделяется часть слова, в которую входит вставленная буква; в скобках записывается проверочное слово, если его можно подобрать. Придуманное поэтом слово — листёнок. Группы однокоренных слов:

Упражнение 2 — повторение правил постановки знаков препинания при однородных членах, расширение словарного запаса учащихся. Выполняется письменно в парах. Учитель обращает внимание учеников на возможность подбора разных рядов однородных членов. Второе предложение можно закончить перечислением профессий людей, про которых любит читать Женя (про лётчиков, про космонавтов), а можно назвать занятия, которые любит выполнять Женя (делать из бумаги макеты кораблей, лепить из пластилина). В третьем предложении могут быть добавлены и однородные дополнения (животных и людей), однородные сказуемые (поёт, танцует).

Возможная трудность. Употребление в первом предложении предлогов при существительных — географических названиях (такое употребление не регулируется правилами грамматики, а закрепляется исторически, ср.: был на Украине, в Белоруссии, на Кавказе). Часто ученики, составляя ряд географических названий, требующих разных предлогов, употребляют только один предлог, ср.: Мой папа был во Франции, Италии, Кипре (неправильно), Мой папа был во Франции, Италии, на Кипре (правильно). Подобные ошибки следует исправлять. Предлоги не повторяются в том случае, если существительные — географические названия употребляются с одним и тем же предлогом (или вариантом предлога), например: Мой папа был во Франции, Италии, Испании, Мой папа был в Италии, Испании, Франции.

Упражнение 3 (работа в паре) — развитие орфографической зоркости. Вариант выполнения: в классах с невысокой успеваемостью выполняется фронтально. Учитель выносит материал упражнения на доску, записывая транскрипции слов в столбик. Учащиеся по очереди выходят к доске, подчёркивают в звуковой записи слов орфограммы, определяют, в какой части слова находится орфограмма, вспоминают способ проверки и делают буквенную запись слова. Учащиеся, работающие на местах, записывают слова в тетрадях орфографически, выделяя при этом орфограммы и части слова, в которых они находятся.

Запись на доске:

Упражнение 4 — отработка навыка постановки запятой в предложениях с однородными членами. Выполняется дифференцированно.

Упражнение 5 — определение признака объединения слов в группу. В данном упражнении таким признаком является написание букв о, ё после шипящих в корнях и суффиксах. Обсуждение признака группировки слов проходит фронтально, письменное выполнение упражнения предлагается в качестве домашнего задания.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — повторение орфограммы «Буквы ы, и после ц». Выполняется письменно в парах. Во время проверки учитель просит назвать сначала слова, в которые вставлена буква ы, а потом слова с буквой и.

Упражнение 2 — отработка навыка постановки запятой в предложениях с однородными членами. Выполняется дифференцированно.

Упражнение 3 — орфографический тренинг. Выполняется письменно фронтально. Учащиеся работают по цепочке. Подготовка к письму по памяти первых четырёх строчек предлагается как домашнее задание. Важно проверить, правильно ли вставлены буквы каждым учеником, чтобы не закрепилось ошибочное написание слов при подготовке к письму по памяти.

Упражнение 4 — комплексная работа: повторение изученных орфограмм и отработка навыка постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется в парах.

Упражнение 5 — совершенствование самоконтроля, повторение порядка проведения работы над ошибками. Ошибки учащиеся ищут самостоятельно, работа над ошибками проводится фронтально.

Дифференцированная работа. Учащиеся с высоким темпом работы выполняют упр. 4 учебника, учащиеся с низким темпом работы — упр. 2 тетради «Пишем грамотно», расставляя знаки препинания и объясняя написание подчёркнутых букв, а затем переписывают предложения в свои тетради.

Домашняя работа. Выполнить письменно упр. 5 учебника, подготовиться к письму по памяти первых четырёх строчек упр. 3 тетради «Пишем грамотно».

Ваш комментарий к уроку