Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Части речи

Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса); повторить материал 2 класса; познакомить с понятием «части речи».

Учитель сообщает учащимся, что они приступают к изучению очень важного раздела науки о языке, который называется «Части речи». В качестве введения в раздел читается рубрика «Ты узнаешь».

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует повторение материала, изученного во 2 классе. Учащиеся должны восстановить правильное соотношение значения, вопросов и названий изученных частей речи.

Обсуждая вопрос рубрики, учащиеся определяют, что учитель попросил Никиту вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы, но Никита забыл материал 2 класса. Учащиеся исправляют ошибки и обобщают ответы в форме таблицы на доске.

Что обозначает слово (общее значение)

На какие вопросы отвечает

Общее название группы слов

Действие предмета

Что делать? Что сделать?

Глагол

Предмет

Кто? Что?

Имя существительное

Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Имя прилагательное

Упражнение 1 — закрепление результатов обсуждения материла рубрики «Давай подумаем». Выполняется фронтально письменно. «Лишние» слова: лететь, гербарий, письмо.

Упражнение 2 (работа в паре) — различение имён существительных, имён прилагательных, глаголов; при этом по сравнению с упр. 1 материал усложняется, так как учащиеся не только различают данные части речи между собой, но и отличают их от пока не изучавшихся частей речи. Встретившись с такими словами, как по, у, десять, хорошо, на, быстро, учащиеся приходят к выводу, что каждое из этих слов не может быть записано ни в один из столбиков, так как указанные в таблице значения и вопросы не подходят для этих слов. После выполнения основного задания необходимо задать вопрос: «Можно ли назвать словами то, что вы не выписали?» Ученики должны прийти к выводу, что это тоже слова. Первая часть задания (обсуждение вопросов) выполняется фронтально письменно, вторая (запись предложений из слов каждой строчки) — в парах.

Рубрика «Тайны языка» вводит понятие «части речи» и знакомит учащихся с признаками выделения частей речи. Материал рубрики объёмный, поэтому учителю следует рассказать (прочитать) его самому и лишь затем предложить для чтения (вариант для обсуждения) ученикам.

Упражнение 3 — знакомство с системой частей речи русского языка на основе дидактического рисунка. Выполняется фронтально устно. Учитель, организуя наблюдение, просит учащихся попробовать догадаться, что «спрятано» в первом слое «торта» — общее значение слов, относящихся к данной части речи, во втором — вопросы, на которые они отвечают, в третьем — их грамматические признаки (особенности), в четвёртом — роль в предложении, т. е. какими членами предложения являются слова, относящиеся к данной части речи. При ответе на вопрос, чем различаются самостоятельные и служебные части речи, учитель просит учащихся посмотреть на второй и четвёртый слои всех служебных частей речи. В результате учащиеся приходят к выводу, что служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.

Опираясь на рисунок, можно поиграть в игру «Догадайтесь, о какой части речи я рассказываю». Учитель сообщает, что задумал какую-то часть речи, и просит по описанию определить какую. Например: «Слова этой части речи обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, у них можно определить род, число, падеж, а в предложении слова этой части речи выступают в роли определений». (Имя прилагательное.)

Обратите внимание. На данном уроке не ставится задача полностью охарактеризовать все части речи, однако необходимо познакомить учеников с системой частей речи, общими принципами (признаками) их выделения и сравнить знаменательные и служебные части речи (тоже слова, тоже являются частями речи, выделяются по тем же основаниям, что и знаменательные, но обладают другим набором признаков и по-другому функционируют в предложении). Дидактический рисунок «Торт» позволяет наглядно продемонстрировать, во-первых, всю систему в целом, а во-вторых, общие и различительные признаки (общими являются слои, а различительными — «наполнение» каждого слоя).

Упражнение 4 (работа в паре) — использование только что полученных теоретических знаний в практической работе. Выполняется письменно в парах. Учитель уточняет задание: нужно не только найти в тексте пять разных частей речи, но и сверху над каждым выписанным словом сокращённо написать его название как части речи. Вторую часть задания можно выполнить фронтально. Вариант выполнения:

Дополнительная работа. Записать по памяти первые четыре строчки стихотворения упр. 3 (с. 43 тетради «Пишем грамотно» № 1), определить знакомые части речи.

Домашняя работа. Рассмотреть рисунок «Торт» (схема частей речи), записать два существительных, два прилагательных, два глагола. Вариант: записать в тетрадь любое предложение, найти в нём существительные, прилагательные, глаголы, постараться определить, какими частями речи являются остальные слова предложения, опираясь на признаки частей речи (рисунок «Торт»).

Ваш комментарий к уроку