Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Части речи
Как устроен наш язык
Задачи урока: наблюдать за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса); повторить материал 2 класса; познакомить с понятием «части речи».
Учитель сообщает учащимся, что они приступают к изучению очень важного раздела науки о языке, который называется «Части речи». В качестве введения в раздел читается рубрика «Ты узнаешь».
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует повторение материала, изученного во 2 классе. Учащиеся должны восстановить правильное соотношение значения, вопросов и названий изученных частей речи.
Обсуждая вопрос рубрики, учащиеся определяют, что учитель попросил Никиту вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы, но Никита забыл материал 2 класса. Учащиеся исправляют ошибки и обобщают ответы в форме таблицы на доске.
Что обозначает слово (общее значение) |
На какие вопросы отвечает |
Общее название группы слов |
Действие предмета |
Что делать? Что сделать? |
Глагол |
Предмет |
Кто? Что? |
Имя существительное |
Признак предмета |
Какой? Какая? Какое? Какие? |
Имя прилагательное |
Упражнение 1 — закрепление результатов обсуждения материла рубрики «Давай подумаем». Выполняется фронтально письменно. «Лишние» слова: лететь, гербарий, письмо.
Упражнение 2 (работа в паре) — различение имён существительных, имён прилагательных, глаголов; при этом по сравнению с упр. 1 материал усложняется, так как учащиеся не только различают данные части речи между собой, но и отличают их от пока не изучавшихся частей речи. Встретившись с такими словами, как по, у, десять, хорошо, на, быстро, учащиеся приходят к выводу, что каждое из этих слов не может быть записано ни в один из столбиков, так как указанные в таблице значения и вопросы не подходят для этих слов. После выполнения основного задания необходимо задать вопрос: «Можно ли назвать словами то, что вы не выписали?» Ученики должны прийти к выводу, что это тоже слова. Первая часть задания (обсуждение вопросов) выполняется фронтально письменно, вторая (запись предложений из слов каждой строчки) — в парах.
Рубрика «Тайны языка» вводит понятие «части речи» и знакомит учащихся с признаками выделения частей речи. Материал рубрики объёмный, поэтому учителю следует рассказать (прочитать) его самому и лишь затем предложить для чтения (вариант для обсуждения) ученикам.
Упражнение 3 — знакомство с системой частей речи русского языка на основе дидактического рисунка. Выполняется фронтально устно. Учитель, организуя наблюдение, просит учащихся попробовать догадаться, что «спрятано» в первом слое «торта» — общее значение слов, относящихся к данной части речи, во втором — вопросы, на которые они отвечают, в третьем — их грамматические признаки (особенности), в четвёртом — роль в предложении, т. е. какими членами предложения являются слова, относящиеся к данной части речи. При ответе на вопрос, чем различаются самостоятельные и служебные части речи, учитель просит учащихся посмотреть на второй и четвёртый слои всех служебных частей речи. В результате учащиеся приходят к выводу, что служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.
Опираясь на рисунок, можно поиграть в игру «Догадайтесь, о какой части речи я рассказываю». Учитель сообщает, что задумал какую-то часть речи, и просит по описанию определить какую. Например: «Слова этой части речи обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, у них можно определить род, число, падеж, а в предложении слова этой части речи выступают в роли определений». (Имя прилагательное.)
Обратите внимание. На данном уроке не ставится задача полностью охарактеризовать все части речи, однако необходимо познакомить учеников с системой частей речи, общими принципами (признаками) их выделения и сравнить знаменательные и служебные части речи (тоже слова, тоже являются частями речи, выделяются по тем же основаниям, что и знаменательные, но обладают другим набором признаков и по-другому функционируют в предложении). Дидактический рисунок «Торт» позволяет наглядно продемонстрировать, во-первых, всю систему в целом, а во-вторых, общие и различительные признаки (общими являются слои, а различительными — «наполнение» каждого слоя).
Упражнение 4 (работа в паре) — использование только что полученных теоретических знаний в практической работе. Выполняется письменно в парах. Учитель уточняет задание: нужно не только найти в тексте пять разных частей речи, но и сверху над каждым выписанным словом сокращённо написать его название как части речи. Вторую часть задания можно выполнить фронтально. Вариант выполнения:
Дополнительная работа. Записать по памяти первые четыре строчки стихотворения упр. 3 (с. 43 тетради «Пишем грамотно» № 1), определить знакомые части речи.
Домашняя работа. Рассмотреть рисунок «Торт» (схема частей речи), записать два существительных, два прилагательных, два глагола. Вариант: записать в тетрадь любое предложение, найти в нём существительные, прилагательные, глаголы, постараться определить, какими частями речи являются остальные слова предложения, опираясь на признаки частей речи (рисунок «Торт»).
Ваш комментарий к уроку