Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Самостоятельные и служебные части речи

Как устроен наш язык

Задачи урока: научить различать самостоятельные и служебные части речи; наблюдать за признаками и функционированием самостоятельных и служебных частей речи.

В начале урока учитель просит учащихся открыть учебник на с. 146-147, объяснить, что изображает «Торт» (части речи и их основные признаки), перечислить названия частей речи, назвать две большие группы, на которые можно разделить все части речи, указать, чем самостоятельные части речи отличаются от служебных (на основании рисунка «Торт» и пояснений к нему).

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» указывает на разграничение самостоятельных и служебных частей речи, формирование функции контроля при анализе и решении проблемной ситуации. Рубрика «Подсказка» указывает на способ разграничения: к самостоятельным частям речи можно поставить вопрос, а к служебным — нет. Опираясь на этот признак, учащиеся находят три ошибки: слово в должно быть записано в правый столбик, к этому слову невозможно поставить вопрос, слова рядом, он должны быть записаны в левый столбик, к этим словам можно поставить вопросы: где? (рядом), кто? (он).

Упражнение 1 — наблюдение за ролью служебных частей речи, их функционированием в предложении. Выполняется фронтально устно. Предложение учитель пишет на доске, подчёркивает найденные служебные части речи, а потом стирает. Прочитав оставшийся набор слов Дождь кончился, дети пошли играть двор, учащиеся приходят к выводу, что служебные части речи служат для образования формы слова, необходимой в предложении (во двор), для связи слов в предложении, для придания дополнительного смысла (не пошли). Если ученикам трудно сделать самостоятельный вывод или правильно сформулировать ответ, учитель не даёт прямой подсказки, а предлагает продолжить наблюдения, например: «Сравните предложения: Дети пошли играть во двор и Дети не пошли играть во двор. Чем различаются по смыслу эти предложения? Какое слово помогло изменить смысл предложения? Можно ли к нему задать вопрос? Это слово относится к самостоятельным или служебным частям речи?»

Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений за ролью служебных слов. Материал рубрики читает учитель.

Упражнение 2 (работа в паре) — выделение частей речи на основании грамматических признаков (не на значении слов). Ученики должны объяснить, почему слова в парах относятся к разным частям речи, опираясь на два признака: значение слов и вопрос. Особенно важно остановиться на сравнении слов бежать — бег, ходить — ход, полетать — полёт, чтобы учащиеся пришли к такому выводу: хотя значение слов в парах одинаковое, они относятся к разным частям речи, так как отвечают на разные вопросы и по-разному изменяются. Учитель предлагает сначала изменить форму слова бег: (есть) бег, (нет) бега, (дать) бегу и т. д. (можно при этом обратиться к таблице «Правильно изменяй форму слова» на форзаце), а потом поэтому же принципу попробовать изменить слово бегать: «есть бегать», «нет бегать». Можно также определить, какую роль в предложении выполняет слово бег, а какую — слово бегать. Проделанная работа поможет учащимся убедиться в том, что для отнесения слова к той или иной части речи нужно учитывать несколько признаков.

Рубрика «Давай подумаем» ставит перед учащимися вопрос: «Одинаково ли меняется форма слов, относящихся к разным частям речи?» Выслушав ответы, учитель предлагает выполнить упр. 3, чтобы определить, какой из ответов правильный. Эта работа помогает обратить внимание учащихся на одно из оснований отнесения слова к той или иной части речи — принцип изменения формы слова.

Упражнение 3 — наблюдение за тремя типами изменения форм слова. Выполняется фронтально письменно. Важно сначала предложить учащимся прочитать все три образца и лишь после этого записать слова по группам. Запись лучше выполнять в столбики. Изменение формы анализируемых слов проводится устно.

 Запись на доске и в тетради:

Земля

трава

большой

дорогой

кричать

лететь

Примерный ответ на вопрос «Почему все слова нельзя изменить по одному образцу?»: «Потому что у разных частей речи разный набор признаков, по которым они могут меняться». Если ученики будут испытывать затруднение в формулировке вывода, можно предложить следующее наблюдение: «Сравните: он смешной, она смешная и (он) лес, а она? Может ли слово лес изменяться так же, как слово смешной (он, она, оно)?»

Рубрика «Обрати внимание» указывает на то, что слова разных частей речи изменяются по-разному. Учитель может добавить, что способ изменения формы слова является одним из признаков отнесения слова к той или иной части речи.

Рубрика «Вспомни изученное» предлагает учащимся вспомнить, что в русском языке есть неизменяемые существительные: метро, пальто, какао, кофе и др.

Рубрика «Тайны языка» знакомит учащихся с особенностями предлога как части речи, с его основной функцией — образование формы имён существительных и местоимений. Важно обратить внимание на вторую часть рубрики — имена существительные с предлогом или местоимения с предлогом являются одним членом предложения.

Упражнение 4 (трудное) — наблюдение за синтаксической функцией различных частей речи. Выполняется фронтально письменно в классах с высоким темпом работы, в остальных классах можно рассмотреть только несколько выделенных слов.

Возможная трудность. Определение синтаксической функции слов зрелище (первое предложение) и солнца (предпоследнее предложение). Учитель помогает учащимся установить, что слово зрелище является сказуемым, а слово солнца — определением. При возникновении вопроса о том, каким членом предложения является слово солнце, стоит прибегнуть к постановке смыслового вопроса: «Какой край блеснул у самого горизонта? —

Домашняя работа. Выписать из текста упр. 4 учебника три существительных, три прилагательных, три глагола. Устно изменить форму выписанных слов, используя образцы, приведённые в упр. 3.

Ваш комментарий к уроку