Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Повторение
Развитие речи
Задачи урока: организовать комплексное повторение (подбор заголовка, составление плана, определение типа текста), выполнение творческой работы.
Обратите внимание. Если учитель считает необходимым отработать правила написания писем, он может не проводить упражнение, предложенное в учебнике, а вернуться к тем упражнениям предыдущих уроков, которые не были выполнены.
Работа по учебнику
Упражнение — комплексное повторение работы с текстом. Выполняется фронтально. Текст упражнения читает учитель. При обсуждении важно, чтобы ученики определили основную мысль текста, озаглавили его, установили, что в первых трёх абзацах представлены элементы описания, так как автор рисует картину своего детства, в четвёртом и пятом абзацах — повествования. Если ученики затрудняются с выделением описания в первых абзацах, учитель должен решить, какого рода информацию он предложит учащимся. Если уровень подготовки класса невысокий, целесообразно не называть первые абзацы описанием (ученики легко увидят «кадры фильма», которые сменяют друг друга, и назовут весь текст повествованием), обратив внимание учеников, что весь текст — это повествование, а задание найти описание проверяет их умение определять признак этого типа текста (застывшее изображение) и помогает закрепить знания. В классе с высоким уровнем подготовки ученики могут догадаться, что первые абзацы рисуют определённую картину, предстающую в воспоминаниях автора. Если всё же ученики не «опознают» описание, учитель сам обращает их внимание на такое построение текста-описания, когда изображаемые события, даже меняясь, всё равно существуют внутри той общей картины, которую описывает автор. Затем ученики составляют план текста (см. работу с планом в комментариях к урокам во 2 классе). Заголовок и план текста учитель записывает на доске, ученики — в тетради. Важно организовать работу по определению значения слова проторил, опираясь не на словарь, а на синонимы в тексте (в случае необходимости учитель напоминает ученикам, что значение слова определяется с помощью не только словаря, но и в первую очередь текста). На примере этого упражнения на практическом уровне можно ввести и такой способ определения значения слова, как подбор синонимов. Творческая часть задания выполняется устно.
Ваш комментарий к уроку