Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Имя существительное
Как устроен наш язык
Задачи урока: познакомить с именем существительным как частью речи; наблюдать за значением имён существительных.
В качестве введения учитель сообщает учащимся, что на протяжении следующих уроков блока «Как устроен наш язык» они будут изучать такую часть речи, как имя существительное. Учитель предлагает прочитать рубрики «Ты узнаешь» и «Ты сможешь ответить на вопросы» (повышение учебной мотивации).
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка умения вычленять имена существительные среди других слов. Выполняется фронтально письменно. Перед началом работы учитель уточняет, каким образом учащиеся будут определять часть речи, и предлагает вспомнить материал 2 класса (слова, обозначающие предметы, называются именами существительными) и рисунок «Торт» (схема всех частей речи и их признаков). Примерный ответ: «Нужно указать значение слова, вопрос, который можно задать к этому слову, способ изменения формы слова».
Рубрика «Давай подумаем» организует работу со словами, отвечающими на вопросы что? и кто?. Обобщённый вывод в результате обсуждения: «Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют явления природы, растения, предметы. Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют людей, животных, птиц, насекомых».
Упражнение 2 — отработка умения задавать правильный вопрос к имени существительному. Выполняется письменно самостоятельно с последующей проверкой. После проверки учитель задаёт обобщающие вопросы: «Какой частью речи являются все слова? Есть ли среди этих существительных такие, которые называют людей? Есть ли среди существительных такие, которые называют явления природы? Есть ли такие существительные, которые называют города?»
Рубрика «Обрати внимание» содержит материал, уточняющий обобщённое значение имён существительных. После прочтения текста рубрики учитель обращает внимание на расширенное значение слова предметы в определении имени существительного.
Упражнения 3 (работа в группе) — группировка имён существительных в зависимости от значения слов, расширение словарного запаса учащихся. Учащиеся самостоятельно должны определить, какие группы можно выделить, и подобрать к ним названия.
Образец выполненной работы:
1) скворец, синица, воробей — птицы;
2) ясень, клён, тополь — деревья;
3) незабудка, гвоздика, лилия — цветы;
4) жираф, верблюд, обезьяна — животные.
Упражнения 4 (работа в паре) — группировка имён существительных по заданному основанию (в зависимости от значения слов). Важно, чтобы учащиеся сами заметили, что в задании предлагается работать только с именами существительными, следовательно, не нужно выписывать имеющиеся среди представленных слов другие части речи.
Возможные ошибки. В первую группу учащиеся могут ошибочно выписать прилагательные, называющие характеристики человека (хитрый, трудолюбивый), а в четвёртую группу — глаголы (веселиться, бежать). Чтобы предотвратить ошибки, учитель перед началом работы акцентирует внимание учащихся на том, что при выполнении любого упражнения важно очень внимательно читать задание.
Помощь. Во время проверки учитель просит доказать, что невыписанные слова не являются именами существительными. Учащиеся должны увидеть отличие имён существительных от слов других частей речи (опора — упр. 3 урока 62).
Варианты проведения упражнения. В хорошо подготовленных классах ученики работают в парах самостоятельно с последующей проверкой; в классах с низкой успеваемостью можно фронтально рассмотреть одну или две группы слов.
Дополнительная работа. Работа может быть проведена в хорошо подготовленных классах или предложена отдельным ученикам для индивидуального выполнения (на карточках) в классах с невысоким темпом работы (сложность обусловлена различными критериями выбора «лишних» слов). Задание: найти в каждой группе слов «лишнее» и доказать свой выбор. Группы слов на доске:
сестра девочка учитель учебник ученик |
гнездо оперение птица дерево крыло |
бег алфавит чтение читать читатель |
грусть грустить печаль слёзы радость |
В первой группе «лишнее» слово учебник (отвечает на вопрос что?); во второй — птица (отвечает на вопрос кто?); в третьей — слово читать (глагол); в четвёртой — грустить (глагол).
Словарная работа. Записать в словарик слово девочка. Придумать два предложения с этим словом: в первом случае это слово должно быть подлежащим, во втором — дополнением. Наиболее интересные предложения записать под диктовку учителя в тетрадь.
Домашняя работа. Выписать из орфографического словарика пять имён существительных, отвечающих на вопрос что?, и пять имён существительных, отвечающих на вопрос кто?.
Ваш комментарий к уроку