Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

Правописание

Задачи урока: познакомить со способами проверки безударных гласных в окончаниях существительных 1-го склонения; закрепить алгоритм проверки; отработать умение записывать безударные окончания.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» ставит проблемный вопрос: как проверить безударные гласные в окончаниях имён существительных? Первый вывод, который делают учащиеся, заключается в том, что безударные гласные в окончаниях обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в словах этого склонения. Второй вывод: возможны два способа проверки: а) подстановка опорного слова; б) запоминание таблицы падежных окончаний. Первый шаг при обоих способах один и тот же: сначала нужно определить склонение имени существительного. При втором способе после определения падежа нужно вспомнить, какое окончание пишется в данном падеже. Учитель предлагает учащимся определить, какой способ им кажется наиболее удобным, и запомнить его.

Упражнение 1 — отработка способов проверки окончаний имён существительных 1-го склонения. Выполняется фронтально. После проведения устной работы учитель даёт на доске образец краткого письменного доказательства выбора окончания. Например:

Рубрика «Обрати внимание» напоминает о необходимости задавать падежный вопрос при определении правописания окончаний существительных.

Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление способов определения правильного окончания имён существительных. Выполняется письменно. Следует предложить ученикам записывать после указания на склонение оба доказательства — и опорное слово, и падеж. Это поможет лучше запомнить оба способа и в дальнейшем осознанно выбирать один из них.

Упражнение 3 — закрепление падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Выполняется письменно в парах или индивидуально с последующей проверкой. Перед выполнением учитель задаёт два вопроса: какое слово является опорным для 1-го склонения? В каких падежах у существительных 1-го склонения пишется окончание -е? При записи в скобках обязательно приводится доказательство написания окончания. Должны быть выписаны три словосочетания:

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова кастрюля.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнения 1 и 3 — закрепление изученного материала. Выполняются после работы с упр. 1 учебника. Выполняются фронтально или индивидуально.

Упражнение 2 — закрепление способов проверки безударных окончаний существительных 1-го склонения. Выполняется фронтально. В скобках записывается склонение, опорное слово в нужной форме, указывается падеж. При расстановке знаков препинания учитель подсказывает, что пропущены три запятые. Работая с выделенными словами, учащиеся должны прийти к выводу, что в этих словах есть орфограмма «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слово кастрюля, подчеркнуть орфограмму, подобрать и записать родственное слово (кастрюлька).

Дополнительная работа.

1. Подобрать и записать несколько существительных 1-го склонения.

2. Составить словосочетания с записанными существительными, в которых у существительных будет окончание -е. Учитель записывает составленные учащимися словосочетания на доске.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, списывают с доски словосочетания, записывая в скобках доказательство выбора окончания.

Домашняя работа. Прочитать в учебнике материал о способах проверки правописания окончаний (с. 44-45) и запомнить оба способа. Записать все словосочетания упр. 3 учебника, дописывая нужные окончания и записывая в скобках доказательства выбора окончания.

Ваш комментарий к уроку