Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Склонение имён существительных

Как устроен наш язык

Задачи урока: закрепить умение определять склонение имён существительных; отработать умение определять склонения существительных, стоящих в формах косвенных падежей.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» позволяет проверить умение определять склонение имён существительных, стоящих не в начальной форме. Если учащиеся не догадаются, что нужно поставить эти слова в начальную форму, то учитель предлагает прочитать рубрику «Тайны языка» в уроке 87. Ученики должны выяснить, что склонение можно определить по роду и окончаниям в том случае, если существительное стоит в начальной форме.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, сделанные учащимися в результате работы с предыдущей рубрикой, и содержит алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах.

Упражнение 1 — отработка умения определять склонение имён существительных. Выполняется фронтально письменно.

Рубрика «Тайны языка» вводит определение склонения.

Рубрика «Давай подумаем» позволяет закрепить знания о способе определения склонения имени существительного по его начальной форме — форме именительного падежа единственного числа. Также учащиеся могут сделать вывод о том, что в форме творительного падежа множественного числа окончания существительных 1-го и 2-го склонения совпадают.

Упражнение 2 — тренировка в определении склонения существительных, отработка умения ставить существительные в нужную форму. Выполняется письменно в парах или фронтально.

Упражнение 3 — отработка алгоритма определения склонения имён существительных в формах косвенных падежей множественного числа.

Рубрика «Обрати внимание» закрепляет алгоритм определения склонения существительных, стоящих в формах косвенных падежей множественного числа.

Упражнение 4 — закрепление умения определить падеж и склонение существительных. Выполняется фронтально письменно. Учитель может изменить задание, предложив не списывать весь текст, а выписать только выделенное слово и слово, от которого ставится вопрос.

Дополнительная работа. Найти в стихотворении существительные, определить их склонение и записать в нужный столбик таблицы.

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Предлагаемое стихотворение.

Разговор человека с мышкой, которая ест его книги

Мой милый книжник, ты совсем

Опять изгрыз два тома. Ловок!

Не стыдно ль пользоваться тем,

Что не люблю я мышеловок!

Хоть бы с меня пример ты брал!

Я день-деньской читаю книжки,

Но разве ты хоть раз видал,

Что я грызу их, как коврижки?

Из книг мы знаем, как живут

Индейцы, негры, эскимосы;

В журналах люди задают

Друг другу умные вопросы:

Где путь в Америку лежит?

Как ближе: морем или сушей?

Ну, словом, — вот тебе бисквит,

А книг, пожалуйста, не кушай.

          В. Ходасевич

Словарная работа. Словарный диктант. Диктуемые слова: билет, забота, комната, лимон, салют, трактор, сейчас.

Дополнительное задание. Определить, к какому склонению относится каждое из записанных слов, кроме слова сейчас; поставить над словом нужную цифру.

Домашняя работа. Выбрать любое стихотворение и выписать из него существительные, распределяя их по трём столбикам в зависимости от склонения, к которому они относятся.

Ваш комментарий к уроку