Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Склонение имён существительных
Как устроен наш язык
Задачи урока: закрепить умение определять склонение имён существительных; отработать умение определять склонения существительных, стоящих в формах косвенных падежей.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» позволяет проверить умение определять склонение имён существительных, стоящих не в начальной форме. Если учащиеся не догадаются, что нужно поставить эти слова в начальную форму, то учитель предлагает прочитать рубрику «Тайны языка» в уроке 87. Ученики должны выяснить, что склонение можно определить по роду и окончаниям в том случае, если существительное стоит в начальной форме.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, сделанные учащимися в результате работы с предыдущей рубрикой, и содержит алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах.
Упражнение 1 — отработка умения определять склонение имён существительных. Выполняется фронтально письменно.
Рубрика «Тайны языка» вводит определение склонения.
Рубрика «Давай подумаем» позволяет закрепить знания о способе определения склонения имени существительного по его начальной форме — форме именительного падежа единственного числа. Также учащиеся могут сделать вывод о том, что в форме творительного падежа множественного числа окончания существительных 1-го и 2-го склонения совпадают.
Упражнение 2 — тренировка в определении склонения существительных, отработка умения ставить существительные в нужную форму. Выполняется письменно в парах или фронтально.
Упражнение 3 — отработка алгоритма определения склонения имён существительных в формах косвенных падежей множественного числа.
Рубрика «Обрати внимание» закрепляет алгоритм определения склонения существительных, стоящих в формах косвенных падежей множественного числа.
Упражнение 4 — закрепление умения определить падеж и склонение существительных. Выполняется фронтально письменно. Учитель может изменить задание, предложив не списывать весь текст, а выписать только выделенное слово и слово, от которого ставится вопрос.
Дополнительная работа. Найти в стихотворении существительные, определить их склонение и записать в нужный столбик таблицы.
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
Предлагаемое стихотворение.
Разговор человека с мышкой, которая ест его книги
Мой милый книжник, ты совсем
Опять изгрыз два тома. Ловок!
Не стыдно ль пользоваться тем,
Что не люблю я мышеловок!
Хоть бы с меня пример ты брал!
Я день-деньской читаю книжки,
Но разве ты хоть раз видал,
Что я грызу их, как коврижки?
Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди задают
Друг другу умные вопросы:
Где путь в Америку лежит?
Как ближе: морем или сушей?
Ну, словом, — вот тебе бисквит,
А книг, пожалуйста, не кушай.
В. Ходасевич
Словарная работа. Словарный диктант. Диктуемые слова: билет, забота, комната, лимон, салют, трактор, сейчас.
Дополнительное задание. Определить, к какому склонению относится каждое из записанных слов, кроме слова сейчас; поставить над словом нужную цифру.
Домашняя работа. Выбрать любое стихотворение и выписать из него существительные, распределяя их по трём столбикам в зависимости от склонения, к которому они относятся.
Ваш комментарий к уроку