Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать сочетания -инк- и -енк-

Правописание

Задача урока: отработать написание существительных с сочетаниями -инк-, -енк-, а также изученных ранее орфограмм.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за словами с сочетаниями -инк- и -енк- и установление признака, по которому определяется их написание. Если учащиеся не смогут сами установить этот признак, учитель предлагает обратиться к рубрике «Подсказка». Вспомнив, что написание сочетаний -ичк-, -ечк- определяется с помощью слова, от которого образовано искомое, учащиеся делают вывод, что сочетание -инк- пишется в словах, образованных от слов на -ина. При наблюдении за словами второго столбика учитель может напомнить учащимся такой термин, как «беглый гласный», и указать на то, что буквой беглого гласного может быть только е.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты наблюдения и вводит правило.

Памятка «Учись применять правило» содержит алгоритм применения изучаемого правила и примеры рассуждений. Учитель предлагает ученикам сначала самостоятельно сформулировать алгоритм действий, и лишь после этого они читают материал рубрики, а затем в качестве тренировки работают со словами горош...нка, бус...нка, бас...нка.

Упражнение 1 — закрепление правила. Выполняется фронтально письменно.

Образец выполненного задания: горошина — горошинка, песня — песенка, сосна — сосенка, смородина — смородинка, жемчужина — жемчужинка, башня — башенка, проталина — проталинка.

Упражнение 2 — повторение написания суффикса -ок-. Выполняется письменно самостоятельно. Перед выполнением учащиеся вспоминают, что звук [о] после шипящих в суффиксе -ок- обозначается буквой о.

Упражнение 3 (работа в группе) — тренировка в написании существительных с изученными суффиксами. Выполняется письменно в группах с последующим обсуждением.

Упражнение 4 — работа со словарными словами. Написание данных слов отрабатывалось на уроке 86. Упражнение предлагается в качестве домашнего задания.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — закрепление написания слов с сочетаниями -инк-, -енк-. Выполняется письменно фронтально после выполнения упр. 1 учебника. Учащиеся, работая по цепочке, подробно объясняют выбор буквы.

Дополнительное задание. Придумать и записать предложения с некоторыми словами упражнения (на выбор).

Упражнение 2 — повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова». Выполняется самостоятельно. Если учащиеся не смогут вспомнить достаточное количество слов, учитель помогает, предлагая ответить на его вопросы и записать ответы.

Возможные вопросы. В названии какого дня недели пишутся две буквы б? (Суббота.) В названиях каких мер веса встречаются две буквы м и н? (Грамм, килограмм, тонна.) В названии какого вида транспорта пишутся две буквы л? (Троллейбус.) Как называется дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья? (Аллея.) Как называется перечень номеров, исполняемых на вечере, концерте, представлении? (Программа.)

Дополнительное задание. Придумать и записать предложения с некоторыми словами упражнения (на выбор).

Упражнение 3 — повторение написания слов с соединительными гласными. Выполняется письменно в парах. Во время проверки учащиеся дописывают слова, которых у них не было.

Упражнение 4 — работа с орфограммами «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и «Непроверяемые гласные в корне слова». Выполняется фронтально письменно с подробным комментированием. Учащиеся обязательно подбирают проверочные слова, если это возможно, и записывают их.

При работе с двумя последними словами возможны два варианта: мячи — мяч и мечи — меч; примирять — мир и примерять — примерка. В случае затруднений при записи слов с орфограммой «Непроверяемые гласные в корне слова» (горизонт, герой, февраль, минута) учитель оказывает помощь.

Дополнительная работа.

1. До выполнения упр. 1 в учебнике учитель может предложить учащимся доказать написание подчёркнутых букв в словах, записанных на доске: жемчужинка, часовенка, изюминка, пашенка.

2. Списать с доски слова, вставляя буквы и распределяя по столбикам.

-ичк-, -инк-

-ечк-, -енк-

Слова на доске: луков...чка, колокол...нка, горош...нка, пес...нка, пугов.чка, баш...нка, книж.чка, лож...чка, умн.чка, переклад...нка, ссад...нка, виноград...нка, неж...нка.

Возможные трудности. Написание слов неженка и умничка.

Помощь. При работе со словом неженка учитель просит подумать, от какого слова оно образовано. Учащиеся приходят к выводу, что слово неженка образовано от слова нежный, т. е. не от слова на -ина; при присоединении к корню суффикса -к- появился беглый гласный, обозначаемый буквой е. При работе со словом умничка учитель сообщает, что это слово образовано от слова умница.

Домашняя работа. Записать в тетрадь слова упр. 1 тетради «Пишем грамотно». Запомнить написание словарных слов упр. 4 учебника.

Ваш комментарий к уроку