Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Склонение имён существительных

Как устроен наш язык

Задачи урока: познакомить с понятием «склонение» имён существительных; отработать умение определять склонение существительного.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» готовит к восприятию информации последующей рубрики «Тайны языка». Прежде всего следует организовать работу с материалом таблицы, в которой представлены три системы падежных окончаний. После этого учащиеся последовательно работают с данными в рубрике словами: каждое слово сначала устно изменяют по падежам и определяют набор окончаний, свойственный этому слову; затем в тетради записывают это слово в один из трёх стол би ков.

 Образец выполненной работы:

При работе со словом цепь обратите внимание на варьирование ударения в формах этого слова. Нормы современного русского литературного языка допускают варианты, например: нет цепи и нет цепи, к цепи и в цепи, на цепи и о цепи.

Рубрика «Тайны языка» вводит понятие «склонение». Целесообразно, чтобы учитель сначала объяснил материал рубрики, а потом предложил учащимся прочитать текст в учебнике самостоятельно.

Упражнение 1 — выбор имён существительных 1-го склонения. Выполняется письменно в парах. Вопрос перед выполнением: какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

Упражнение 2 — различение имён существительных 1-го и 2-го склонения. Выполняется фронтально письменно. Перед началом выполнения учитель просит учащихся рассказать, какие существительные относятся к 1-му склонению, какие — ко 2-му.

Упражнение 3 — поиск имён существительных 3-го склонения. Выполняется фронтально письменно. Вопрос перед выполнением: какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

Рубрика «Давай подумаем» помогает отработать умение различать слова 2-го и 3-го склонения; совершенствует навык контроля. Учащиеся сначала самостоятельно находят четыре допущенные Сашей ошибки (обратите внимание на наличие рубрики «Подсказка»), а после проверки записывают слова по группам.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова картофель. Учитель просит учащихся запомнить не только написание этого слова, но и его род (существительное мужского рода).

Упражнение 4 (работа в паре) — отработка алгоритма определения типа склонения существительного, понимание необходимости при определении склонения учитывать не только род существительного, но и окончание в начальной форме слова. Выполняется письменно; работа оформляется в виде таблицы.

сущ. И. п. м. р.

1-е скл.

2-е скл.

сущ. И. п. ж. р.

1-е скл.

3-е скл.

Вопросы учителя (направляют аналитическую деятельность учащихся). Как определить, к 1-му или ко 2-му склонению относится существительное мужского рода? Как определить, к 1-му или к 3-му склонению относится существительное женского рода? Сколько слов будет записано в первый столбик?

После выполнения задания проводится фронтальная проверка: каждая пара по очереди называет подобранные слова, учитель предлагает классу проверить правильность подбора слов, записывает их в нужный столбик таблицы на доске, а в заключение предлагает прочитать все существительные 1-го, потом 2-го и 3-го склонения. Это поможет учащимся лучше усвоить типы склонения существительных.

Упражнение 5 (работа в группе) — развитие логического мышления учащихся. Учащиеся, опираясь на теоретический материал учебника, должны определить род этих слов. Первой схеме будут соответствовать слова мужского рода, второй — слова женского рода.

Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под контролем учителя следующее задание: распределить данные слова по столбикам, записать в тетрадь по пять слов в каждый столбик.

2-е скл.

3-е скл.

Слова для работы (даются на карточках или на доске): пень, лень, день, речь, мышь, даль, снегирь, карась, рысь, лось, пыль, медведь, моль, соль, циркуль.

Отдельные учащиеся могут самостоятельно работать с написанными на доске словами. Результаты работы проверяются.

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова шампунь, картофель, выделить орфограммы. Придумать с каждым из слов предложение, обращая внимание на род этих существительных. Наиболее удачные предложения записать под диктовку учителя в тетрадь, в словарных словах подчеркнуть орфограммы.

Домашнее задание. Списать в тетрадь предложения упр. 3 учебника. Определить падеж встретившихся в предложениях имён существительных, одно из предложений разобрать по членам предложения.

Ваш комментарий к уроку