Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Работаем с текстом

Развитие речи

Задачи урока: закрепить навыки работы с текстом — определять тип текста; учить выделять яркие детали при описании и составлять собственный текст по образцу, редактировать текст с нарушениями норм письменной речи (неоправданный повтор слов).

Обратите внимание. Каждое из представленных в данном уроке упражнений достаточно объёмно (большой текст и задания) и требует тщательного выполнения, что займёт много времени. Поэтому учитель должен заранее определить, как организовать дифференцированное обучение: какие задания выполнить фронтально, а какие — предложить для индивидуальной или групповой работы.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (по выбору) — работа с текстом, который включает описание и повествование.

Рубрика «Вспомни изученное» позволяет вспомнить основные признаки таких типов текста, как описание и повествование.

При фронтальном выполнении учитель читает текст вслух, а ученики определяют, где в тексте описание (в первом абзаце). Затем зачитывают описание щенка и списывают предложение в тетрадь. (Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое.) Следует обратить внимание учеников на то, что слово глупый не характеризует самого щенка, а позволяет лучше представить его портрет (если потребуется более широкий контекст, учитель кратко пересказывает содержание рассказа «Белолобый»). Комментирования требует и слово морда (используется только применительно к животным, употреблять это слово по отношению к человеку категорически нельзя, так как оно воспринимается как грубое, бранное).

Затем ученики устанавливают, что второй абзац представляет собой повествование, и выписывают из текста глаголы. Если учитель ставит цель отработать навык пересказа, то можно предложить учащимся устно пересказать текст по записанному описанию и глаголам второго абзаца.

Творческую часть задания (рассказать о своём маленьком друге) можно также выполнить устно.

Вариант задания. Устно составить описание животного, изображённого на рисунке или фотографии, которые учитель заранее подберёт. Готовый текст редактируется, записывается учителем на доске, после чего ученики списывают его в тетрадь (желательно, чтобы текст получился небольшим).

Упражнение 2 (по выбору) — установление соотношения заголовка с основной мыслью текста, подбор заголовков, редактирование текста с неоправданным повтором слов. Если две первые задачи для учеников известны (такие виды работы они уже неоднократно выполняли раньше), то редактирование текста может вызвать затруднения, потому что в письменной речи учащихся ещё не актуализировано использование местоимений (учитель обязательно должен сказать о том, что с местоимением как частью речи ученики познакомятся в конце учебного года). Работу по редактированию текста следует организовывать, опираясь на «языковое чутьё» учеников.

Вариант исправленного текста (полужирным курсивом указаны исправленные слова, в скобках — слова, которые следует изъять из текста).

Жили у меня старый добрый пёс Полкан и кошка (жила).

Однажды родились у кошки котята.

Бывало, она уйдёт куда-нибудь, Полкан подляжет к котятам, а те и рады. Влезут они на спину Полкану, перекатываются через него, как шарики, пищат тихонько. Полкан доволен котятами.

Разве что на морду залезет озорник, тогда собака лапой его осторожно смахнёт и опять лежит, щурится от удовольствия.

Но беда, если кошка застанет его со своими детьми (можно оставить — котятами), — заурчит, зафыркает!

Уйдёт Полкан под старое кресло, положит голову на лапы и смотрит на меня печальными глазами.

Плохо ему одному, без маленьких...

А кошка своей радостью поделиться не хочет.

Желательно обсудить вопрос, предложенный в учебнике после текста, поскольку он имеет воспитательную направленность.

Ваш комментарий к уроку