Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк-

Правописание

Задачи урока: отработать написание существительных с суффиксами -ец-, -иц- и с сочетаниями -ичк-, -ечк-; повторить изученные ранее орфограммы.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» помогает выявить признак, определяющий написание суффиксов -ец-, -иц- (род существительного). В случае затруднения учитель предлагает определить род имён существительных в первой и во второй строчке и сделать вывод о том, что написание этих суффиксов зависит от рода имени существительного.

Рубрика «Обрати внимание» формулирует правило написания данных суффиксов.

Памятка «Учись применять правило» вводит алгоритм применения правила.

Упражнение 1 — отработка написания существительных с суффиксами -иц-, -ец-. Выполняется фронтально письменно.

Рубрика «Обрати внимание» готовит учащихся к усвоению последующего материала.

Обратите внимание. Если при разборе слов по составу учащиеся после изучения темы станут выделять сочетания -ичк-, -ечк- как «суффиксы», нецелесообразно специально останавливаться на том, что -ичк- — это два суффикса -иц- (ц/ч) + -к-, а в сочетании -ечк- -еч- входит в состав корня, в котором появился беглый гласный и произошло чередование к/еч при присоединении к корню суффикса -к-.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за написанием сочетаний -ичк-, -ечк- и подведение к правилу.

Рубрика «Тайны языка» вводит правило написания сочетаний -ичк-, -ечк-.

Памятка «Учись применять правило» вводит алгоритм применения правила.

Упражнение 2 — отработка написания слов с сочетаниями -ичк-, -ечк-. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся должны заметить, что не все слова нужно проверять, так как в некоторых словах (уздечка, единичка, страничка, электричка) изучаемые сочетания являются ударными.

Упражнение 3 (трудное) — отработка написания существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выполняется во время организации дифференцированной работы. Слова, которые могут быть записаны: водица, водичка, крошечка, балалаечка, ступенечка, лисичка, бумажка, бумажечка, страничка, скамеечка, двоечка.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — закрепление написания слов с суффиксами -ец-, -иц-. Выполняется после выполнения упр. 1 учебника самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

Упражнение 2 — закрепление написания слов с сочетаниями -ичк-, -ечк-. Выполняется фронтально. Учащиеся работают по цепочке: читают слово; сообщают, как они будут определять букву, которую нужно вписать; доказывают выбор буквы.

Возможная трудность. Написание слова книжечка. В русском языке есть слово книжица, и учащиеся могут предложить неверную словообразовательную цепочку, которая приведёт к орфографической ошибке: книга — книжица — «книжичка».

Помощь. Необходимо уточнить, что слово книжечка образовано от слова книжка. Если ученики правильно определят исходное слово и верно напишут слово книжечка, не рекомендуем анализировать пары книга — книжица и книга — книжечка.

Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости, орфографический тренинг. Выполняется в парах с последующей проверкой, во время которой учащиеся должны называть часть слова, в которую входит вставленная буква, и объяснять выбор буквы.

Упражнение 4 — повторение словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Порядок проверки: один из учеников называет «свои» слова, учитель записывает их на доске, остальные называют те слова, которых ещё нет на доске.

Упражнение 5 — знакомство с новой группой словарных слов. Учитель просит найти эти слова в помещённом в конце тетради орфографическом словарике и вставить нужные буквы. После проверки правильности выполнения задания ученики читают слова орфографически, а потом записывают их в свои тетради по памяти.

Дополнительная работа. В классе с высоким уровнем успеваемости учитель может сообщить дополнительные сведения о правописании суффиксов -ец-, -иц- в существительных среднего рода (в остальных классах вводить эту информацию нецелесообразно, так как существительные среднего рода с указанными суффиксами не входят в актуальный словарный запас учеников). Учитель записывает на доске слова, проставляя ударение (письмецо, ружьецо, креслице, платьице), и просит ответить на вопросы: какой из суффиксов — -ец- или -иц- — пишется в именах существительных среднего рода? (Оба.) От чего зависит выбор суффикса? В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу: в существительных среднего рода пишется суффикс -ец-, если ударение падает на окончание; суффикс -иц- пишется, если ударение падает на основу. В качестве тренировки учитель просит доказать написание суффикса в словах: пальтецо, зданьице, здоровьице, маслице, строеньице.

Домашняя работа. Внимательно прочитать правила, с которыми познакомились на уроке. Списать в тетрадь слова упр. 1 и 2 тетради «Пишем грамотно».

Ваш комментарий к уроку