Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Падеж имён существительных

Как устроен наш язык

Задачи урока: закрепить знания о системе падежей русского языка; отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (работа в паре) — отработка умения правильно дополнять предложение, задавать вопросы и выделять окончания творительного падежа. Выполняется письменно в парах. Определение, какими членами предложения являются существительные в форме творительного падежа, проводится коллективно. Во всех предложениях, кроме одного, дописанные

слова являются дополнениями, в предложении Самолёт летит над городом существительное в форме творительного падежа является обстоятельством.

Упражнение 2 — поиск в тексте существительных, стоящих в форме творительного падежа. Выполняется письменно самостоятельно, двое учеников в это время работают у доски, затем записи на доске и в тетрадях сверяются. Перед началом работы учитель напоминает, что записывать нужно падежный вопрос, а не вопрос к слову-существительному как члену предложения. Рубрика «Проверь себя» указывает, что следует выписать шесть словосочетаний. Образец выполненной работы: полюбоваться (чем?) озёрами, запорошена (чем?) снежком, покрывал (чем?) дымом, хозяйничала (над чем?) над землёй, найти (под чем?) под снег ом, разгрести (чем?) руками.

Упражнения 3 — отработка умения определять падеж имён существительных. Выполняется в классе фронтально письменно.

Упражнение 4 (работа в паре) — отработка умения определять падеж имён существительных. Наблюдение за одними и теми же словами, употреблёнными в формах разных падежей, способствует большему вниманию к определению падежа. Учащиеся обращают внимание на то, что слово мосту в первом словосочетании стоит в форме дательного падежа (подошёл (к чему?) к мосту), а во втором словосочетании — в форме предложного падежа (стоял (на чём?) на мосту).

Упражнение 5 (по выбору) — отработка умения определять падеж имён существительных. Чтобы предупредить возможные ошибки при разборе по членам предложения, учитель может воспользоваться приёмом постановки смысловых вопросов: «Какой альбом принёс Вова?» — для рисования (определение, так как отвечает на вопрос какой?); «Какие подарки готовят ребята?» — к празднику (тоже определение). Если ученики задают вопросы для чего? — для рисования и к чему? — к празднику, учитель объясняет, что на вопрос «Для чего Вова принёс альбом?» можно ответить: «Чтобы показать друзьям», «Чтобы рисовать» (ответы указывают на цель, в них не возникает форма для рисования), но нельзя ответить: «Для рисования». К форме к празднику смысловой вопрос к чему? вообще не может быть задан с точки зрения правильности, логичности речи. Рекомендуем постоянно обращаться к постановке смысловых вопросов, чтобы ученики, во-первых, чётко разграничивали вопрос к члену предложения и падежный вопрос, во-вторых, учились правильно задавать смысловой вопрос (один из приёмов формирования умения логически мыслить).

Словарная работа. Разгадать кроссворд упр. 116 в тетради «Учусь писать без ошибок». Записать разгаданные слова в тетрадь. Ответы: 1 — шофёр, 2 — огурец, 3 — инженер, 4 — пирог, 5 — мешок, 6 — багаж, 7 — один, 8 — девочка, 9 — газета.

Дополнительная работа. Учитель записывает на доске стихотворение и просит учащихся выписать существительные в именительном падеже (первый вариант, первый ряд); в родительном (второй вариант, первый ряд); в дательном (первый вариант, второй ряд); в винительном (второй вариант, второй ряд); в творительном (первый вариант, третий ряд); в предложном (второй вариант, третий ряд). Задача: установить, есть ли в стихотворении существительные в форме дательного падежа. (Нет.)

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдём и сядем под корнями

Дерев, поимых родником, —

Там, где, овеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины...

        Ф. Тютчев

Домашняя работа. Выполнить упр. 5 учебника.

Ваш комментарий к уроку