Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать суффикс -ок- в именах существительныхх

Правописание

Задачи урока: отработать написание суффикса -ок-; повторить правописание суффиксов имён существительных.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение над особенностями суффикса -ок-. Учащиеся должны заметить, во- первых, что этот суффикс всегда ударный, во-вторых, что звук [о] после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о. Сделать первый вывод помогает задание «Спиши слова, поставь в них ударение». Чтобы помочь учащимся сделать второй вывод, учитель, записав на доске слова башмачок, бочок, бычок, волчок, просит назвать звук, после которого стоит суффикс в этих словах (после шипящего звука), и обратить внимание на то, какой буквой обозначается гласный звук после шипящих в суффиксе -ок-.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, к которым пришли учащиеся, наблюдая за особенностями суффикса -ок-.

Упражнение 1 — отработка написания суффикса -ок-. Основное внимание уделяется обозначению звука [о] после шипящих буквой о. Выполняется фронтально письменно.

Упражнение 2 (работа в паре) — отработка написания суффиксов -ек-, -ок-. Выполняется письменно. Возможные слова: сырок, дружок, крючок, паучок, человечек, ветерок, замочек, пирожок, дубок, снежок. Организация проверки: сначала нужно назвать слова, которые получились в результате добавления к словам упражнения суффикса -ок-, потом — слова, которые получились с помощью суффикса -ек-.

Рубрика «Обрати внимание» систематизирует знания о чередовании звуков. Учитель записывает на доске несколько словообразовательных цепочек:

Упражнение 3 — повторение и закрепление правописания суффиксов -ек-, -ик-, отработка написания суффикса -ок-. Выполняется фронтально письменно. Сначала учащиеся вспоминают правило написания суффиксов -ек-, -ик- и рассказывают, что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в выборе одного из этих суффиксов. Учитель просит при выборе суффиксов -ек-, -ик- обязательно изменять слово и лишь после этого приступать к записи.

Упражнение 4 (по выбору) — отработка написания суффиксов. Предлагается для дифференцированной работы.

Упражнение 5 (трудное) — закрепление правописания существительных с суффиксами -ок-, -ек-, -ик-, отработка анализа состава слова. Выполняется письменно в группах или в парах. Учитель предлагает найти и записать как можно больше групп слов.

 Возможные группы слов:

 снег, снежок, снежочек;

 вечер, вечерок, вечерочек;

 свист, свисток, свисточек;

 голубь, голубок, голубочек;

 сад, садик, садочек;

 звон, звонок, звоночек;

 шаг, шажок, шажочек.

Вариант выполнения. Организация дифференцированной работы.

Упражнение 6 — отработка орфограмм «Буквы о — ё после шипящих в корне слова» и «Буквы о — ё после шипящих в суффиксах имён существительных». Выполняется фронтально письменно. Перед началом выполнения учитель просит учащихся прочитать все слова упражнения и определить, на какие две группы их можно разделить (во всех словах есть ударный звук [о], стоящий после шипящего, но в одних словах эта орфограмма в корне, а в других — в суффиксе). После этого учащиеся по очереди выходят к доске, записывают слова в нужный столбик и обязательно объясняют написание слова. По усмотрению учителя рядом со словами шёпот, чёрный, щёлка, пчёлы можно записать слова, доказывающие написание буквы ё.

Запись на доске:

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — отработка написания слов с суффиксами -ек-, -ок-.

Обратите внимание. Выполняется перед упр. 2 в учебнике.

Упражнение 2 — закрепление правописания слов с суффиксами -ек-, -ик-, -ок-. Выполняется дифференцированно.

Упражнение 3 — отработка написания слов с суффиксами. Выполняется дифференцированно.

Дифференцированная работа. Учащиеся, допускавшие ошибки в написании суффиксов, выполняют упр. 2 и 3 в тетради «Пишем грамотно». Учащиеся с хорошим словарным запасом выполняют упр. 4 учебника.

Дополнительная работа.

1. Вспомнить и записать как можно больше слов с удвоенными согласными.

2. Записать слова под диктовку в два столбика: в первый — слова с ь на конце после шипящих, во второй — слова без ь. Диктуемые слова: пейзаж, чертёж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

Словарная работа. Записать под диктовку словарные слова: территория, профессия, галерея, охрана, назад, счастье, прекрасный, организм, конечно, впереди, везде.

Домашняя работа. Списать в тетрадь слова упр. 1 тетради «Пишем грамотно». Выполнить письменно упр. 5 учебника.

Ваш комментарий к уроку